Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Краснодарского краевого суда от 11.11.2014 по делу N 3-32/2014 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим постановления главы администрации "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка">



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 11 ноября 2014 г. по делу № 3-32/2014

Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
при секретаре судебного заседания Мотько Д.Ю.,
с участием:
прокурора Краснодарской краевой прокуратуры Немыкиной Н.В.,
представителя заявителя ООО "Нерудма" по доверенности Новоставской Д.И.,
генерального директора ООО "Нерудма" Толстого В.Д.,
представителя администрации Краснодарского края по доверенности Гонтарь А.О.,
представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Васиновой Н.Н.,
представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Медкова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя общества с ограниченной ответственностью "Нерудма" по доверенности Новоставской Д.И. об оспаривании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150),

установил:


представитель ООО "Нерудма" по доверенности Новоставская Д.И. обратилась в Краснодарский краевой суд с заявлением о признании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150 "О внесении изменений в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" недействующим в части включения в границы заказника "Красная Горка" участка, предоставленного ООО "Нерудма" в недропользование согласно лицензии серии КРД № 80215 от 30 июля 2010 года со дня его принятия.
В ходе судебного разбирательства представитель ООО "Нерудма по доверенности Новоставская Д.И. изменила заявленные требования и просила признать недействующим со дня принятия постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150).
В обоснование требований указано, что 30 июля 2010 года департаментом строительства Краснодарского края обществу с ограниченной ответственностью "Нерудма" выдана лицензия серии КРД № 80215 с целевым назначением и видами работ - добыча известняка на Гостагаевском месторождении. Участок недр расположен в 6 км восточнее станицы Гостагаевская города-курорта Анапа Краснодарского края. Участок имеет статус горного отвода. Лицензия зарегистрирована в установленном законом порядке 30 июля 2010 года.
Согласно Приложению № 6 к лицензии информация о наличии в границах лицензионного участка особо охраняемых природных территорий, участков ограниченного и запрещенного землепользования отсутствует.
Представитель заявителя указывает, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права, свободы и законные интересы ООО "Нерудма", поскольку в границы государственного природного заказника регионального значения "Красная Горка" включен участок недр, ранее предоставленный в недропользование по результатам аукциона, согласно приказу департамента строительства Краснодарского края от 22 июля 2010 года № 207. Согласно условиям лицензии и приложений к ней, участок недр предоставлен юридическому лицу без ограничения ведения хозяйственной деятельности, в условиях лицензии отсутствуют сведения о предоставленном участке, как об участке, включенном в границы регионального заказника и соответственно, являющемся особо охраняемой природной территорией.
При этом отсутствует документальное подтверждение согласования включения в границы заказника "Красная Горка" земельного участка с его собственником, то есть муниципальным образованием город-курорт Анапа, а также с ООО "Нерудма.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Представитель заявителя полагает, что такое согласование отсутствует.
Кроме того, указывает, что решение о создании регионального заказника "Красная Горка", как того требует часть 2 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", отсутствует.

Первое упоминание о заказнике встречается в решении Исполнительного Комитета Краснодарского краевого Совета Народных Депутатов от 05.02.1986 № 64 "О закреплении, частичном изменении границ охотничьих хозяйств края и продлении срока пользования ими на 1986 - 1995 годы". Пункт 1 указанного решения продлевает срок действия охотзаказников краевого подчинения на 10 лет согласно приложениям N№ 1, 2, которые не приводятся.
Однако и в указанном решении также отсутствует решение о создании регионального заказника "Красная Горка".
Распоряжением Правительства РФ от 12.04.1996 № 591-р утвержден представленный Минприроды РФ, администрацией Краснодарского края перечень особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение, согласно утвержденному перечню, Государственный заказник "Красная Горка" является заказником федерального значения. Указанное Распоряжение признано утратившим силу в соответствии с пунктом 4 Распоряжения Правительства РФ от 21.04.2011 № 685-р.
При этом государственный заказник регионального значения "Красная горка" не создан путем его преобразования в соответствии с требованиями части 3 статьи 23 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
Согласно указанной статье государственные природные заказники регионального значения могут быть созданы также путем преобразования государственных природных заказников федерального значения, осуществляемого решением Правительства Российской Федерации по представлению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и согласованного с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен государственный природный заказник федерального значения. Указанное решение может быть принято в отношении государственного природного заказника федерального значения, расположенного в границах одного субъекта Российской Федерации.
В постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 января 2012 года № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150 также отсутствует решение о создании регионального природного заказника "Красная Горка". Указанным нормативно-правовым актом утверждается только положение о заказнике.
В связи с чем представитель заявителя полагает нарушенной процедуру принятия решения о создании государственного природного заказника регионального значения "Красная Горка".
В судебном заседании представитель ООО "Нерудма" по доверенности Новоставская Д.И. и генеральный директор общества Толстой В.Д. настаивали на удовлетворении заявленных требований.
Представитель администрации Краснодарского края по доверенности Гонтарь А.О. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявления, полностью поддержав возражения представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края Васиновой Н.Н. относительно заявленных требований.
Представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Васинова Н.Н. в зале судебного заседания возражала против удовлетворения требований представителя ООО "Нерудма". В обоснование возражений пояснила, что заявитель ошибочно полагает государственный природный заказник регионального значения "Красная горка" не созданным.
Довод о создании заказника "Красная горка", оспариваемым постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50, является не состоятельным, поскольку заказник был образован ранее Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 № 64 "О перезакреплении, частичном изменении границ охотничьих хозяйств края и продлении срока пользования ими на 1986 - 1995 годы" в строгом соответствии с действовавшим законодательством и статус особо охраняемой природной территории (ООПТ) им не утрачивался.
Субъекты РФ обязаны вести государственный кадастр ООПТ, куда вносится вся информация о каждой ООПТ на территории субъекта. Для внесения соответствующих сведений в кадастр была необходима информация о границах объекта ООПТ в географической системе координат или системе координат МСК-23, которая была получена в результате подготовки материалов комплексного экологического обследования на основании утвержденных решением от 05.02.1986 № 64 границ государственного природного зоологического заказника "Красная горка".
По указанным материалам проведена государственная экологическая экспертиза, заключение которой утверждено приказом департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 12.10.2011 № 184-ЭК "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы".
Учитывая, что заказник был образован без изъятия земельных участков у владельцев, собственников и пользователей, что предусматривает выполнение ими обязательств при использовании земельных участков, сведения о заказнике должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости в виде зон с особыми условиями использования территорий.
Пунктом 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 предусмотрено, что описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий должны быть выполнены в виде списка координат характерных точек, что и было выполнено при проведении комплексного экологического обследования.
Таким образом, текстовые границы заказника были оцифрованы и нанесены на актуальную картографическую основу (материалы дистанционного зондирования, масштаба 1:10000, аэрофотосъемка 2007 г.) ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ с помощью геоинформационной системы Mapinfo professional 8.5.
Заказник "Красная горка" был создан как охотничий, основной целью которого является сохранение, восстановление и воспроизводство, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов животных, охране их среды обитания, условий размножения и путей миграции, поддержания целостности естественных сообществ. Материалами государственной экологической экспертизы были подтверждены и сохранены цели создания Заказника.
Режим охраны заказника "Красная горка" не претерпевал изменений с момента его создания, и в положение о заказнике вносились лингвистические уточнения, связанные с изменением терминологии.
Оспариваемым постановлением главы администрации Краснодарского края во исполнение требований Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" утверждено положение о государственном природном заказнике, подтверждающее режим особой охраны территории заказника.
В связи с чем довод заявителя о необходимости согласования положения с органами местного самоуправления является несостоятельным, поскольку заказник не образовывался.
Представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края указала, что оспариваемым постановлением заказник "Красная горка" не создавался, его границы, категория и режим не изменялись, а приводились в соответствие с действующим законодательством РФ.
Представитель министерства природных ресурсов Краснодарского края по доверенности Медков А.А. в судебном заседании поддержал позицию представителя Васиновой Н.Н.
Прокурор Немыкина Н.В. в своем заключении указала, что постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 считает законным по следующим основаниям.
Довод заявителя о том, что заказник "Красная горка" не был создан, опровергнут представленным в материалах дела решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 № 64, которым образован охотничий заказник "Красная горка".
Правовой статус заказника, а также его границы с момента его образования не изменялись.
Довод о необходимости согласования оспариваемого постановления с органами местного самоуправления, землевладельцами и землепользователями считает необоснованным, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом заказник не был создан, а было утверждено положение, которым закреплено и подтверждено правовое положение ранее созданного заказника.
В связи с чем, прокурор полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.
Выслушав участников судебного разбирательства, проверив доводы заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи со следующим.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании статьи 26 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции гражданские дела об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций.
Требования заявителя об оспаривании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" подсудны Краснодарскому краевому суду в качестве суда первой инстанции.
Рассматривая требования представителя ООО "Нерудма" по существу, суд установил следующее.
На основании части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" с изменениями, внесенными постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150, подписано главой администрации края и вступило в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в газете "Кубанские новости" от 27.02.2012 № 35.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150) принято в пределах полномочий главы администрации (губернатора) Краснодарского края с выполнением обязанности по опубликованию нормативного правового акта, что не оспаривается заявителем.
Суд считает, что требования законодательства, предъявляемые к форме и опубликованию оспариваемого нормативного правового акта, не нарушены.
Решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 № 64 "О перезакреплении, частичном изменении границ охотничьих хозяйств края и продлении срока пользования ими на 1986 - 1995 годы" образован государственный охотничий заказник "Красная Горка". Согласно Приложению 1 к данному решению определены и утверждены перечень и описание границ заказника "Красная горка".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение" государственный заказник "Красная Горка" получил статус федерального в существующих границах, но в ведомственной принадлежности администрации Краснодарского края (приложение 1).
В рамках исполнения указанного Распоряжения Правительства РФ принято постановление главы администрации Краснодарского края от 06.07.1998 № 371 "О мерах по повышению эффективности охраны, воспроизводства и рационального использования объектов охоты на территории Краснодарского края".
Пунктом 5 данного постановления продлен срок действия решения исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 № 64 в части закрепления территорий (приложение 1) за государственными зоологическими заказниками управления охотничьего хозяйства администрации края до 2020 года и обеспечено их финансирование за счет средств краевого бюджета.
Управлением по охране, контролю и регулированию численности охотничьих животных по Краснодарскому краю департамента госохотресурсов Минсельхозпрода РФ утверждено Положение о государственном краевом зоологическом заказнике "Красная Горка", разработанное в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", приказом департамента по охране, контролю и регулированию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ от 03.03.1994 № 21 "О переименовании государственных заказников", и постановления главы администрации Краснодарского края от 02.12.1999 № 852 "Об упорядочении использования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 685-р Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.04.1996 № 591-р признано утратившим силу, в связи с чем заказник "Красная Горка" получил статус регионального.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 685-р и в соответствии с актом передачи от 24 ноября 2011 года, имевшаяся в распоряжении управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея информация о государственном краевом заказнике "Красная горка", включающая копию Положения о заказнике, описание его границ, и решение Исполнительного комитета Анапского районного Совета народных депутатов "О выделении земельного участка госзаказнику "Красная горка" госохотинспекции Краснодарского крайисполкома, переданы департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, осуществлявшему на тот момент функции управления особо охраняемыми природными территориями краевого значения.
Таким образом, зоологический заказник "Красная Горка" образован решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 № 64. В дальнейшем нормативными правовыми актами, касающимися данной территории, в том числе оспариваемым постановлением главы администрации Краснодарского края, приводилась в соответствие с действующим законодательством организационно-правовая форма государственного природного заказника регионального значения "Красная Горка".
Согласно статье 4 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Для внесения соответствующих сведений в кадастр необходима информация о границах особо охраняемой природной территории в географической системе координат или системе координат МСК-23, которая была получена в результате подготовки материалов комплексного экологического обследования, на основании границ государственного природного заказника "Красная горка", утвержденных решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05.02.1986 № 64.
По указанным материалам проведена государственная экологическая экспертиза, заключение которой утверждено приказом департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 12.10.2011 № 184-ЭК "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы".
Пунктом 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 № 42 предусмотрено, что описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий должны быть выполнены в виде списка координат характерных точек, что и было выполнено при проведении комплексного экологического обследования.
Таким образом, текстовые границы заказника "Красная Горка" оцифрованы и нанесены на актуальную картографическую основу (материалы дистанционного зондирования, масштаба 1:10000, аэрофотосъемка 2007 г.) ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ с помощью геоинформационной системы Mapinfo professional 8.5.
Природный заказник "Красная горка" был создан как охотничий, основной целью которого является сохранение, восстановление и воспроизводство, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов животных, охране их среды обитания, условий размножения и путей миграции, поддержания целостности естественных сообществ. Материалами государственной экологической экспертизы были подтверждены и сохранены цели создания заказника.
Режим охраны заказника "Красная горка" не претерпевал изменений с момента его создания.

Проведение согласования с органами муниципальных образований, на территории которых расположен заказник при утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" не требовалось, поскольку оспариваемым постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края не был образован государственный природный заказник регионального значения и учрежден статус особо охраняемой природной территории краевого значения, а было утверждено Положение, в котором закреплено и подтверждено правовое положение ранее созданного заказника.
Наличие лицензии на пользование недрами не имеет правового значения для рассматриваемого дела и не может служить основанием для признания оспариваемого постановления недействующим.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150) заказник не создавался, его границы, категория и режим не изменялись, а лишь приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем, требования представителя ООО "Нерудма" подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 26, 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований представителя общества с ограниченной ответственностью "Нерудма" по доверенности Новоставской Дарьи Игоревны о признании недействующим со дня принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.01.2012 № 50 "Об утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.02.2012 № 150) отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение суда составлено 14 ноября 2014 года.

Судья Краснодарского краевого суда
В.В.ШЕЛУДЬКО


------------------------------------------------------------------