Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Краснодарского краевого суда от 07.08.2014 по делу N 3-26/2014 <О признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года N 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года N 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае ">



КРАСНОДАРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 августа 2014 г. по делу № 3-26/2014

Краснодарский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи Леганова А.В.
при секретаре судебного заседания Казаковой Р.А.
с участием прокурора Давыдова А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению представителя ООО "Краснодар Водоканал" на основании доверенности Лошкомойниковой М.К. о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)",

установил:

ООО "Краснодар Водоканал" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)". Заявление мотивировано тем, что, осуществляя на территории муниципального образования г. Краснодар эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, ООО "Краснодар Водоканал" оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению абонентам с использованием государственно регулируемых цен (тарифов).
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" на территории Краснодарского края утверждены нормативы потребления коммунальных услуг.
Приказом региональной энергетической комиссии - департаментом цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" в приказ от 31 мая 2013 года были внесены изменения в части величины нормативов потребления холодной воды, горячей воды, водоотведения.
Заявитель считает, что указанный приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в части достоверного и правильного определения объемов товаров и услуг на основании нормативов потребления для многоквартирных жилых домов, что повлечет значительное снижение выручки ООО "Краснодар Водоканал", что приведет к образованию у заявителя убытков.
В судебном заседании представитель ООО "Краснодар Водоканал", действующий на основании доверенности, Красноусов А.М. поддержал заявленные требования, просил удовлетворить в полном объеме, в материалы дела представлено письменное обоснование позиции.
Представители Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края на основании доверенностей Репович С.А. и Колотий И.И. считают требования заявления не подлежащими удовлетворению, предоставив свои возражения в письменном виде.
Представитель администрации Краснодарского края на основании доверенности Харитонов Н.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований заявителя в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Прокурор Давыдов А.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды, предоставив письменное заключение.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
ООО "Краснодар Водоканал" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)". Заявление мотивировано тем, что, осуществляя на территории муниципального образования г. Краснодар эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, ООО "Краснодар Водоканал" оказывает услуги по холодному водоснабжению и водоотведению абонентам с использованием государственно регулируемых цен (тарифов).
Приказом Региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" на территории Краснодарского края утверждены нормативы потребления коммунальных услуг.
Приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" в приказ от 31 мая 2013 года были внесены изменения в части величины нормативов потребления холодной воды, горячей воды, водоотведения.
Заявитель считает, что указанный приказ не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в части достоверного и правильного определения объемов товаров и услуг на основании нормативов потребления для многоквартирных жилых домов, что повлечет значительное снижение выручки ООО "Краснодар Водоканал", что приведет к образованию у заявителя убытков.
В соответствии с пунктом 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.3. Положения о региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации края от 14 июня 2002 года № 652 "О региональной энергетической комиссии - департаменте цен и тарифов Краснодарского края", департамент утверждает нормативы потребления коммунальных услуг.
На основании полномочий, предусмотренных действующим законодательством, региональной энергетической комиссией департаментом цен и тарифов Краснодарского края принят приказ от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)".
В феврале 2013 года при Президенте Российской Федерации состоялось совещание о мерах по улучшению качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, по итогам которого главой государства утвержден Перечень поручений (Пр-340), пунктом 2 которого дано поручение Правительству РФ и органам исполнительной власти субъектов РФ провести анализ установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовить предложения о необходимости их пересмотра исходя из принципа их соответствия фактическому потреблению по разным категориям многоквартирных и жилых домов (в том числе с учетом природно-климатических и иных условий, влияющих на объем потребленных услуг, а также с учетом данных о фактическом потреблении коммунальных услуг в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета).
В соответствии с указанными поручениями департаментом пересмотрены действующие на территории Краснодарского края нормативы потребления коммунальных услуг и принят приказ от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае при отсутствии приборов учета)". Данным приказом внесены изменения в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях, а также в нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
Оспариваемый приказ принят в соответствии с требованиями Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а также с учетом Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2013 года № 344, опубликован в газете "Кубанские новости", выпуск от 8 июня 2013 года № 99, в указанной редакции вступил в силу с 1 января 2014 года.
Таким образом, указанный нормативный акт принят и опубликован в установленном законом порядке уполномоченным органом.
Определением Краснодарского краевого суда от 7 августа 2014 года производство по делу по заявлению представителя ООО "Краснодар Водоканал" на основании доверенности Лошкомойниковой М.К. о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" в части оспаривания приложения № 4.1 к приказу прекращено, в связи с принятием приказом региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19 мая 2014 № 2/2014-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" утверждена новая редакция нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях.
Рассматривая остальные требования ООО "Краснодар Водоканал", суд считает их подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Как установлено ст. 245 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В соответствии с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пунктов 19, 21, 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями.
Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки.
Расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В силу пункта 22 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В соответствии с положениями пунктов 36 - 37 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306, показания приборов учета снимаются в отношении холодного и горячего водоснабжения первого и последнего числа любого месяца отопительного периода.
Как следует из экспертного заключения № 6/2013-нп к расчету нормативов потребления коммунальных услуг от 31 мая 2013 года, анализ представленной по запросам РЭК информации выявил невозможность ее использования при проведении расчетов нормативов потребления коммунальных услуг по горячему и холодному водоснабжению по отдельным муниципальным образованиям края, поскольку информация не представлена либо представлена некорректно.
Вместе с тем, в материалы представлена копия стр. 36, 37 общероссийского информационно-статистического сборника в жилищно-коммунальном хозяйстве "Цены и Тарифы", № 2 (52) 2012 года, из содержания которых видно, что доля многоквартирных домов в Краснодарском крае, в которых установлены приборы учета, составляет 59,22% по холодной воде и 18,01% по горячей воде.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что условия для расчета нормативов потребления коммунальной услуги методом аналогов имелись.
Условие отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений, который может быть препятствием для применения метода аналогов, имеет четкий критерий его наличия: указанный факт имеет место быть в случае объективной невозможности получения представительной выборки в силу недостаточного количества фактически установленных приборов учета.
В судебном заседании представитель региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края указывал на непредоставление данных для применения указанного метода, вместе с тем, суду не было представлено доказательств соответствующих действий заинтересованного лица - направления запросов, контроля по их исполнению, количество исполненных запросов и качество представленных данных, являвшихся предметом исследования при подготовке экспертного заключения № 6/2013-нп.
Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края посчитала возможным применить метод аналогов при установлении одного из нормативов (норматива потребления в жилых помещениях), указывает на наличие условий и возможностей применения аналогового метода в отношении другого норматива (норматива на общедомовые нужды).
Вместе с тем, учитывая идентичность исходных данных для расчета нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и расчете нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, а также наличие всех необходимых сведений, следует вывод о том, что применение метода аналогов при расчете нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды объективно было возможно.
Обратное представителями региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края не доказано, несмотря на то, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на органы государственной власти и должностных лиц, которые приняли нормативный правовой акт (часть 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Учитывая, что нормативы используются при расчете платы за потребленную коммунальную услугу, которую потребители обязаны оплатить, а управляющие организации вправе получить в размере, подсчитанном в установленном законом порядке, а не произвольно, с учетом того, что из исследованных судом материалов следует, что нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды определены региональной энергетической комиссией - департаментом цен и тарифов края расчетным методом без обоснования причин, которые делают невозможным использование метода аналогов, суд приходит к выводу о признании оспариваемого приказа недействующим в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
При этом то обстоятельство, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся с 1 января 2014 года, на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, оспариваемый акт подлежит признанию недействующим в указанной части со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со статьей 198 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Учитывая удовлетворение судом требований заявителя, оплату заявителем государственной пошлины в сумме 3000 рублей, что подтверждается платежным поручением № 596 от 14 февраля 2014 года (л.д. 5), указанная сумма подлежит взысканию с региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края в пользу заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 26, 194 - 199, 245 - 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявление представителя ООО "Краснодар Водоканал" на основании доверенности Лошкомойниковой М.К. о признании недействующим приказа региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" удовлетворить частично.
Признать недействующим приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 мая 2013 года № 6/2013-нп "О внесении изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 31 августа 2012 года № 2/2012-нп "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг в Краснодарском крае (при отсутствии приборов учета)" в части абзацев N№ 4, 5, 6, 8 пункта 1, приложения № 5 со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края в пользу ООО "Краснодар Водоканал" 3000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, оплаченной согласно платежному поручению № 596 от 14 февраля 2014 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 8 августа 2014 года.

Судья Краснодарского краевого суда
А.В.ЛЕГАНОВ


------------------------------------------------------------------