Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.05.2014 по делу N А32-34199/2013 <Заявление о признании недействующим Постановления от 07.12.2012 N 7571 "Об установлении тарифов на услуги по размещению, утилизации твердых бытовых отходов, оказываемые Новороссийским Экологическим комплексом ООО "Терра-Н" на 2013 год" удовлетворено, поскольку оно не соответствует Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2014 г. по делу № А32-34199/2013

Резолютивная часть решения объявлена 16.04.2014.
Полный текст решения изготовлен 06.05.2014.
Арбитражный суд Краснодарского края в составе
Председательствующего судьи Бутченко Ю.В.
Судей Погорелова И.А., Руденко Ф.Г.
при ведении протокола судебного заседания помощником Котовой К.И.,
рассмотрев в судебном заседании заявление
Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края, г. Краснодар
к Администрации муниципального образования город Новороссийск, г. Новороссийск
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Терра-Н", г. Новороссийск
о признании недействующим Постановления от 07.12.2012 № 7571 "Об установлении тарифов на услуги по размещению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые Новороссийским Экологическим комплексом ООО "Терра-Н" на 2013 год",
при участии в заседании представителей:
от заявителя: Скрипниченко А.О. (доверенность от 24.01.2014)
Потапова Н.Н. (доверенность от 11.02.2014)
Чирва С.В. (доверенность от 11.03.2014)
от Администрации МО г. Новороссийск: Галь А.Е. (доверенность от 30.12.2013)
Петруненко И.П. (доверенность от 17.03.2014)
от третьего лица: Тимошенко М.В. (директор, паспорт)
Михайлов Ф.Г. (доверенность от 25.12.2013),
Цуранова А.А. (доверенность от 10.04.2014)

установил:

Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края (далее - заявитель, департамент, РЭК) обратился в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования город Новороссийск (далее - администрация) о признании недействующим Постановления от 07.12.2012 № 7571 "Об установлении тарифов на услуги по размещению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые Новороссийским Экологическим комплексом ООО "Терра-Н" на 2013 год" как несоответствующее части 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", пунктам 3, 15, 18 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Представители заявителя настаивали на заявленных требованиях, изложенных в заявлении и дополнениях к нему. Пояснили, что РЭК провел проверку установленных оспариваемым постановлением тарифов и установил нарушения процедуры их установления, а также завышение принятых в его обоснование расходов, в связи с чем направил администрации предписание, однако администрация его не исполнила. Так, процедура установления тарифов и принятия оспариваемого постановления нарушена, в частности, нарушен срок открытия тарифного дела, отсутствуют производственная программа общества, не заявлен метод регулирования тарифа; уведомления, запросы, протокол заседания комиссии по утверждению тарифа и рассмотрении тарифного дела отсутствуют. Расходы общества, принятые для установления тарифа, завышены и необоснованные; письмо ООО Новоросгеология от 21.08.2012 представлено при проверке не было и в тарифном деле отсутствовало; по топливу отсутствовал базовый период, доказательства осуществления деятельности техники, расчет осуществлен по аналогичным организациям; в проекте нет данных об электропотреблении, объекты приняты тоже, однако расчет принят иной; по оплате труда принято 78 чел по проектной документации, администрацией принято 124 человека; аренда 2 камазов от 01.03.2012 на 2013 год, составила более 8 млн. руб., однако средняя стоимость такого транспорта составляет 3 млн. руб.; плановая прибыль, принятая при установлении тарифа документально и расчетом не обоснована, в тарифном деле какие-либо документы отсутствуют. Оспариваемое постановление утратило силу 09.12.2013, в связи с изданием постановления администрации МО г. Новороссийск № 8833. Однако нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Представители администрации возражали против удовлетворения требований по отзыву. Пояснила, что тарифное дело имеется в непрошитом, непронумерованном виде, без описи; доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого постановления не имеется; производственная программа обществом не представлялась; расходы общества приняты обосновано; при расчете тарифа допущена расчетная ошибка при определении доходов от реализации вторсырья, что повлекло увеличение тарифа; у общества запрашивались документы устно, также и представлялись; доказательств представления документов до рассмотрения тарифного дела, а не после того, не имеется; указать какие документы и когда запрашивались и представлялись пояснить не могут, доказательств не имеется.
Представители третьего лица поддержали заинтересованное лицо по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему. Пояснил, что допущенные процедурные нарушения нарушают права только общества, а не третьих лиц; методика только фиксированных тарифов, так как ранее регулируемую деятельность не осуществляли; применение при расчете аналогов не предусмотрено законодательством; у общества отсутствуют доказательства представления документов до рассмотрения тарифного дела, а не после; производственная программа обществом не представлялась; договор аренды автомобилей расторгнут 25.12.2012; работников у общества в 2013 году составила около 70 человек; пояснил позицию по расходам.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 2 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, с заявлениями о признании нормативных правовых актов недействующими, если полагают, что такой оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Положения статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с пунктом 1 части 1 статьи 150 и частью 5 статьи 195 данного Кодекса - по их конституционно-правовому смыслу в системе действующего арбитражного процессуального регулирования - предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, когда данный нормативный правовой акт решением принявшего его органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица признан утратившим силу либо в случае, когда срок действия этого нормативного правового акта истек после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией РФ, законами и иными нормативными правовыми актами (Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 182-О).
Согласно п. 3.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы могут обратиться с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим исходя из положений статей 52 и 53 АПК РФ в их взаимосвязи с положениями части 2 статьи 192 АПК РФ.
Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса" регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги на территории муниципального образования город Новороссийск, передано в компетенцию органов местного самоуправления города Новороссийска.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 4 части 1.1 статьи 14 Закона № 210-ФЗ основаниями для досрочного пересмотра органами регулирования муниципального образования надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса является предписание органа регулирования субъекта Российской Федерации органу регулирования муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 210-ФЗ государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль (надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль (надзор) (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 17 указанного закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, вправе:
- запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций коммунального комплекса информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения тарифов и надбавок, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в формате, определяемом органом регулирования субъекта Российской Федерации;
- осуществлять сбор информации об установленных тарифах и надбавках, а также об их применении, регулируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе в рамках государственной информационной системы;
- выдавать предписания органу регулирования муниципального образования, в том числе о досрочном пересмотре установленных в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона органом регулирования муниципального образования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в случае установления их на уровне выше максимальных и (или) ниже минимальных предельных индексов, изменения предельных индексов, установленных органом регулирования субъекта Российской Федерации. В случае неисполнения указанного предписания до истечения сорокапятидневного срока со дня выдачи этого предписания орган регулирования субъекта Российской Федерации обращается в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения органа регулирования муниципального образования по установлению тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов и надбавок в коммунальном комплексе в Краснодарском крае является Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Из материалов дела следует, что администрацией, как органом регулирования муниципального образования, принято постановление от 07.12.2012 № 7571 "Об установлении тарифов на услуги по размещению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые Новороссийским Экологическим комплексом ООО "Терра-Н" на 2013 год", которым установлены тарифы на услуги по размещению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для данной организации коммунального комплекса в размерах (без НДС): 1344,2 руб./тонну и 161,3 руб./куб. м. Данное постановление опубликовано в печатном издании "Официальный Новороссийск", № 111-112, 19.12.2012.
В адрес РЭК поступило коллективное обращение жителей города Новороссийск о проведении проверки установленного тарифа на утилизацию ТБО для ООО "Терра-Н" (вх. 5903 от 06.06.2013).

Департаментом, в соответствии с Законом № 210-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 "О государственном контроле в области регулирования тарифов и надбавок", Законом Краснодарского края от 15.10.2010 № 2065-КЗ "О наделении органов местного самоуправления в Краснодарском крае отдельными государственными полномочиями по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса", на основании приказа РЭК от 20.06.2013 № 36/2013км (в редакции приказа от 30.07.2013 № 48-1/2013км) в период с 01.07. по 27.08.2013 проведена внеплановая проверка администрации на основании информации, полученной от администрации города Новороссийск. Проверка проведена с целью осуществления контроля за правомерностью и обоснованностью утверждения тарифов и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2013 год, в ходе которой выявлен ряд нарушений, допущенных администрацией при установлении тарифа для ООО "Терра-Н" на 2013 год.
РЭК пришел к выводу, что постановление администрации от 07.12.2012 № 7571 "Об установлении тарифов на услуги по размещению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые Новороссийским Экологическим комплексом ООО "Терра-Н" на 2013 год" вынесено в нарушение публичных интересов, а также действующих норм материального и процессуального законодательства, включенные в расчет расходы в размере 44869,49 тыс. руб. являются экономически необоснованными.
По данному факту в адрес администрации 28.08.2013 направлен акт проверки от 27.08.2013 № 36/2013км и предписание от 08.08.2013 № 57-8086/13-07 об устранении нарушений требований действующего законодательства о регулировании тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и приведению размеров тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО в соответствие с действующим законодательством, в срок до 05.10.2013.
Администрация письмом от 04.10.2013 о рассмотрении предписания, сообщило департаменту, что предписание подлежит частичному удовлетворению, в части принятия мер обеспечивающих в дальнейшем недопущение нарушений требований Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". В части досрочного пересмотра тарифов на услуги по размещению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые Новороссийским Экологическим комплексом ООО "Терра-Н" на 2013 год, утвержденных постановлением администрации от 07.12.2012 № 7571, были представлены документы за 1 полугодие текущего года; разногласия по акту проверки проходят проверку в правовом управлении администрации и в срок до 10.10.2013 будут направлены в адрес департамента.
Департамент не получив информацию об исполнении выданного предписания и полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, на основании части 2 статьи 192 АПК РФ и пункта 4 части 3 статьи 17 Закона № 210-ФЗ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд при принятии решения руководствовался следующим.
Организацией коммунального комплекса признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Закона № 210-ФЗ).
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В статье 3 Закона № 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, одним из которых является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ. Также установлены принципы достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установления тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности производства товаров (оказания услуг) и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 7 названного закона финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от оказания услуг данной организацией по тарифам на услуги, установленным для данной организации.
Производственная программа включает:
1) обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества оказываемых организацией коммунального комплекса услуг в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса;
2) план мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающий улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией;
3) план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 8 Закона 210-ФЗ методом регулирования тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, является установление фиксированных тарифов на услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества оказываемых ею услуг и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции объекта, используемого для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов и эксплуатируемого этой организацией.
В силу частей 1 - 3, 5 - 7 статьи 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от оказания услуг организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на оказываемые ею услуги производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей услуг данной организации.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои услуги.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на услуги организации коммунального комплекса.

Порядок разработки и согласования производственных программ утвержден Приказом Минрегионразвития Российской Федерации от 10.10.2007 № 101 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса", которыми предусмотрен контроль за реализацией мероприятий производственной программы органами регулирования путем проведения мониторинга выполнения производственных программ организаций коммунального комплекса в соответствии с частью 3 статьи 16 Закона № 210-ФЗ и методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утверждаемой Минрегионом России по согласованию с Минэкономразвития России и ФСТ России.
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность.
Данный принцип закреплен и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление № 520).
В силу части 3 статьи 13 Закона № 210-ФЗ - период действия тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса не может быть менее одного года и должен соответствовать сроку реализации производственной программы организации коммунального комплекса.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 названного федерального закона.
Из буквального толкования указанных положений Закона № 210-ФЗ следует, что в течение периода действия тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые должны быть не менее года, тарифы могут быть установлены с календарной разбивкой.
Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 4 Закона № 210 Правительство Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляет следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок: утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение (технологическое присоединение), надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса; определяет федеральные органы исполнительной власти, утверждающие единую систему отчетности организаций коммунального комплекса и периодичность ее предоставления, методику проведения мониторинга выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса и иные методические указания и рекомендации в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также организующие методическое обеспечение органов местного самоуправления по подготовке технических заданий по разработке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила № 520).
Постановлением № 520 также утверждены Основы ценообразования, разработанные в соответствии с Законом № 210-ФЗ и определяющие принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Законом № 210-ФЗ и Постановлением № 520 разработаны Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47 (далее - Методические указания № 47).
Данные Методические указания предназначены для использования органами регулирования (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления в области государственного регулирования тарифов и надбавок), регулируемыми организациями для расчета с применением регулируемых тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно п. 20 раздела IV Методических указаний № 47 формирование финансовых потребностей (ФП) для целей регулирования тарифов и надбавок осуществляется исходя из величины прогнозируемого объема производства товаров и (или) оказываемых услуг, определяемого в установленном порядке в производственной и инвестиционной программе организации коммунального комплекса.
В п. 21 Методических указаний № 47 установлено, что оценка экономической обоснованности расходов, включаемых в финансовые потребности, производится исходя из фактически достигнутых величин, плана мероприятий повышения эффективности деятельности регулируемой организации, с учетом положений законодательства Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налогообложения.
Согласно пункту 3 Правил № 520 организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования, следующие документы:
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
На основании п. 5 Правил № 520 в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных п. 3 указанных Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.
В силу п. 6 Правил № 520 в случае представления организацией коммунального комплекса всех документов, предусмотренных п. 3 указанных Правил, орган регулирования регистрирует эти документы в день поступления и открывает соответственно дело об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и (или) дело об установлении надбавок к тарифам и тарифов на подключение. Орган регулирования в течение 10 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов направляет организации коммунального комплекса извещение о принятии указанных документов к рассмотрению и открытии соответствующего дела.
Исходя из положений п. 8 Правил № 520 сроки представления документов об установлении тарифов и надбавок в отношении организаций коммунального комплекса, образованных в течение текущего финансового года, определяются органами регулирования.
Пунктом 14 Правил № 520 установлена процедура рассмотрения органом регулирования дел об установлении тарифов, которая включает в себя проверку соответствия, рассчитанных заявителем тарифов, финансовым потребностям для реализации производственной программы, проверку соблюдения предельных индексов и оценку доступности товаров и услуг организации коммунального комплекса для потребителей.
В пунктах 15 - 18 Правил № 520 установлено, что организация коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок извещается органами регулирования способом, позволяющим подтвердить получение извещения, о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов и надбавок.
Организация коммунального комплекса не позднее чем за 1 день до заседания органа регулирования должна быть ознакомлена с материалами заседания в части, касающейся установления для нее тарифов и надбавок, включая проект соответствующего решения. Заседание органа регулирования по рассмотрению дел об установлении тарифов и надбавок является открытым.
Ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса. При проведении экспертизы с привлечением экспертных организаций размещение заказа на оказание услуг по проведению экспертизы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
В случае если при установлении тарифов и надбавок органом регулирования не были учтены отдельные расходы, предлагавшиеся организацией коммунального комплекса, мотивы принятия такого решения отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Орган регулирования в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов и надбавок направляет копию решения и копию протокола или выписку из протокола заседания органа регулирования в организацию коммунального комплекса, а в Федеральную службу по тарифам в этот же срок - копию решения об установлении тарифов и надбавок.
Таким образом, организация коммунального комплекса обязана разработать на период действия тарифов на оказываемые ею услуги производственную программу, определяющую финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и произвести предварительный расчет тарифов на свои услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности, после чего направить заявление, производственную программу и другие необходимые документы в орган регулирования, который, в свою очередь, в соответствии с процедурой, установленной указанными нормами законодательства в области регулирования, обязан проверить ее и принять решение согласно пункту 5 Правил № 520 либо пункту 6 данных Правил.
Исходя из взаимосвязанных положений указанных норм Закона № 210-ФЗ наличие производственной программы, разработанной организацией коммунального комплекса, осуществляющей эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, которая включает обязательные разделы в соответствии с частью 2 статьи 7 указанного закона, а также документы, указанные в пункте 3 Правил № 520, с целью установления тарифа на услуги коммунального комплекса, является обязательным условием для установления соответствующих тарифов и подачи такого заявления.
При этом в обязательном порядке ход заседания и принятое органом регулирования решение по результатам рассмотрения дела об установлении тарифов и надбавок отражаются в протоколе заседания органа регулирования.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что ООО "Терра-Н" является вновь созданной организацией, в связи с чем предельные индексы роста тарифов, утвержденные на 2013 год, не распространяются на данную организацию коммунального комплекса, ранее регулируемым видом деятельности не занималось, тариф устанавливался впервые.
Из материалов дела следует, что ООО "Терра-Н" письмом от 02.05.2012 № 17 обратилось в администрацию с заявлением установить с 01.07.2012 тариф на услуги по размещению, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые обществом на территории МО город-герой Новороссийск, в приложении к которому указано на приложение калькуляции себестоимости услуги по размещению, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с расчетами на 11 листах.
17.09.2012 обществом получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № RU23308000-2-106-12 "Новороссийский экологический комплекс по обращению с ТБО, 1 этап строительства", выданное МКУ "Управление архитектуры и градостроительства МО город Новороссийск.
Заявление об утверждении тарифов на утилизацию (захоронение) ТБО ООО "Терра-Н" и документы представлены в администрацию 03.05.2012. При этом представленные документы не соответствуют требованиям пункта 3 Правил, а именно: отсутствует предложение и обоснование метода регулирования тарифа; не представлена производственная программа, расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности, расчет тарифов на услуги организации коммунального комплекса по виду деятельности.
Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства установления обществу, в соответствии с пунктом 5 Правил № 520, срока для представления всех документов в орган регулирования, непредставление которых в установленный срок влечет отказ в рассмотрении представленных документов и направление копии решения.
Органом регулирования направлено обществу письмо об открытии тарифного дела через 45 рабочих дней с даты регистрации поступивших документов (исх. от 10.07.2012 № 5-9-4086/12-17) вместо установленных 10 рабочих дней, в нарушение требований пунктов 3 и 6 Правил № 520.
В нарушение пунктов 15 - 18 Правил в материалах тарифного дела отсутствуют: извещение о дате, времени и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться дело об установлении тарифов, которое должно быть направлено органом регулирования в адрес организации коммунального комплекса за 10 дней до рассмотрения дела об установлении тарифов способом, позволяющим подтвердить получение извещения; доказательства ознакомления регулируемой организации с материалами тарифного дела и проектом тарифного решения; протокол заседания органа регулирования, на котором рассматривался вопрос утверждения тарифа для данной организации и решение, принятое органом местного самоуправления; письмо в адрес организации коммунального комплекса с приложением копии решения об установлении тарифа и копии протокола заседания органа регулирования, которое должно быть направлено в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения.
На основании требований действующего законодательства финансовые ресурсы для осуществления производственной программы регулируемого вида деятельности должны быть экономически оправданными и документально подтвержденными.
С учетом изложенного материалами дела подтверждается, судом установлено и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что процедура установления тарифов, установленных оспариваемым постановлением для ООО "Терра-Н", а также принятия оспариваемого постановления нарушена, в частности, обществом не заявлен метод регулирования тарифа, администрацией нарушен срок открытия тарифного дела, отсутствует производственная программа общества, которая им не представлялась; отсутствуют уведомления общества, доказательства ознакомления с материалами тарифного дела, запросы на представление документов, письма о представлении обществом для установления тарифа документов, протокол заседания комиссии по утверждению тарифа и рассмотрении тарифного дела, принятое по результатам рассмотрения тарифного дела решение.
При этом тарифное дело в непрошитом, непронумерованном виде, без описи; доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемого постановления не представлено; доказательств представления документов до рассмотрения тарифного дела, а не после того, не имеется; указать какие документы и когда запрашивались и представлялись администрация и общество пояснить не могут. Калькуляция себестоимости услуги по размещению, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов без даты, которая является приложением к заявлению общества (том 2), не отвечает критериям производственной программы и таковой не является. Доказательств обратного не представлено.
Из заключения администрации к проекту оспариваемого постановления от 29.11.2012 с приложением расчета экономически обоснованного тарифа на услуги ООО "Терра-Н" (том 3) не возможно проверить и сделать выводы относительно расходов по статьям затрат, в каких суммах, на каком основании и в соответствии с какими документами приняты органом регулирования, то есть проверить обоснованность принятия тех или иных расходов общества при осуществлении деятельности, подлежащей государственному регулированию на 2013 год. В данном документе приведены лишь цифры заявленной и установленной с указанием статьи расходов без анализа и обоснования.
Довод администрации о том, что нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления не влияет на размер и расчет тарифа не принят судом, ибо с учетом изложенного оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются права и интересы неопределенного круга лиц, при этом в материалах тарифного дела отсутствуют документы, позволяющие проверить обоснованность принятия администрацией тех или иных расходов общества при осуществлении деятельности, подлежащей государственному регулированию на 2013 год; из тарифного дела следует, что обществом в установленном порядке представлена только калькуляция на 11 листах.
Вместе с тем, в ходе проверки департаментом установлено, что при утверждении тарифов для ООО "Терра-Н" завышены расходы, подлежащие учету при расчете тарифов.
В нарушение пункта 21 Методических указаний № 47 при утверждении тарифов для ООО "Терра-Н" завышены расходы, подлежащие учету при расчете тарифов, а именно.
В соответствии с заключением заинтересованного лица из заявленных ООО "Терра-Н" расходов на утилизацию 80 тыс. т твердых бытовых отходов (далее - ТБО) в сумме 98547,96 принято в расчет тарифа 98542,81 тыс. руб. Отклонение в сумме 5,15 тыс. руб. сложилось: из отклонения расходов по электроэнергии на сумму 5,2 тыс. руб. (в связи с корректировкой в размере тарифа) и дополнительно зачтенных расходов в сумме 0,05 тыс. руб. за счет округления в процессе перераспределения общехозяйственных расходов в части налогов и охраны труда.
Приложением № 2 к оспариваемому постановлению установлены следующие показатели производственной программы ООО "Терра-Н" на 2013 год:
- объем реализации услуг - 666,67 тыс. м3 и 80,0 тыс. тонн;
- средства на осуществление мероприятий по развитию предприятия: за счет амортизации - 11294,4 тыс. руб.; за счет прибыли - 9776,0 тыс. руб.
Обоснования плановых объемов реализации ООО "Терра-Н" на регулируемый период, а также каких-либо мероприятий по развитию в материалах тарифного дела отсутствуют.
В расчете тарифа объем реализации услуг запланирован в размере 80 тыс. т в год. Администрацией объем реализации услуг запланирован также в размере 80 тыс. тонн в год и также отсутствует его обоснование. В соответствии установленными объемными показателями плотность поступающих на полигон твердых бытовых отходов складывается 120 кг/м3, однако его обоснование также отсутствует.
В соответствии с показателями, определенными проектной документацией ОАО "Кубаньпроект" и ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" по строительству Новороссийского экологического комплекса по обращению с твердыми бытовыми отходами мощность полигона определена в размере 160 тыс. тонн в год. Согласно представленным проектным документам плотность поступающих на полигон твердых бытовых отходов составляет 200 кг/м3, с учетом которой мощность полигона составит 800,0 тыс. куб. м.
Показатель 80 тыс. тонн в год соответствует производительности 1-й линии сортировки мусоро-сортировочного комплекса первой очереди строительства и ввода в эксплуатацию полигона.
Учитывая наличие на день проверки перечня оборудования, соответствующего первой очереди строительства, администрация неправомерно применила для расчета тарифа плотность поступающих на полигон твердых бытовых отходов в размере 120 кг/м3.
По статье затрат "Материалы" в части водоснабжения администрацией приняты расходы воды на хозпитьевые и технологические нужды полигона в соответствии с расчетом предприятия в размере 17045 м3 в год на сумму 5314,22 тыс. руб. При этом Общество предусматривает водоснабжение полигона исключительно покупной водой (доставка поливомоечными машинами). Тогда как проектной документацией водоснабжение полигона предусмотрено по нескольким схемам.
Для обеспечения водой питьевого качества - использование привозной воды. Согласно проекту объем привозной воды для обеспечения хозпитьевых нужд административного корпуса составит - 3303 м3 в год. С учетом договора на доставку воды № 120К от 01.04.2012 с ООО "ВостокТрансСервис" затраты на покупку воды составят - 1029,9 тыс. руб.
Для обеспечения расхода воды на производственные нужды, в том числе пожаротушение, проектом предусмотрена скважина дебитом 2,0 м3/час (вода техническая). В материалах тарифного дела отсутствуют обоснования, позволяющие администрации, как регулятору, не учитывать предусмотренный проектом объект водоснабжения полигона (скважина) при формировании финансовых потребностей на реализацию производственных возможностей предприятия в части затрат на водоснабжение.
Необходимое электропотребление объектом водоснабжения (скважиной) на подъем и транспортировку воды департаментом предусмотрено в расчете затрат электроэнергии объектами полигона.
Также необходимо отметить, что имеющимся в материалах дела проектом предусмотрена возможность использования для производственных нужд (увлажнение ТБО) после механической очистки воды из пруда-накопителя (отвод дождевых и талых вод).
Таким образом, администрацией нарушен п. 23 раздела IV Основ ценообразования, так как расходы приняты в расчет тарифа без оценки их экономической обоснованности.
По статье затрат "Материалы" в части водоснабжения заявлены обществом затраты на вывоз стоков на ОСК "Южные" г. Новороссийск в сумме 6432,109 тыс. руб., принято администрацией по заявке предприятия - 6432,109 тыс. руб.
При этом администрацией в нарушение п. 20 раздела IV Методических указаний № 47, учтена численность техники (вакуумные машины), определенная на полную мощность работы полигона.
По статье затрат "Топливо" обществом предприятием запланированы расходы в сумме 10470,86 тыс. руб. и заинтересованным лицом приняты в этой же сумме.
Частью 2 статьи 8 Закона № 210-ФЗ установлено, что в процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Одним из методов регулирования, определенных частью 1 данной статьи, является метод установления предельных тарифов, основанный на анализе деятельности аналогичных организаций коммунального комплекса.
В обоснование требований департаментом при отсутствии иных сведений по результатам проверки данная статья расходов сформирована на базе сведений, которыми располагал РЭК на дату проверки:
- в части переданных городским округам полномочий - на основании мониторинга фактических показателей за 2012 год;
- в части регулируемых РЭК - на основании документов, представленных организациями на регулирование.
Из числа изученных с этой целью организаций фактические расходы за 2012 год на топливо (ГСМ и смазочные материалы) имеют расхождения от 2,13 руб./куб. м (МУП благоустройства и хозяйственного обеспечения, г. Геленджик) до 6,91 руб./куб. м (МУП "Жилсервис", г. Белореченск).
Для расчета данной статьи затрат по ООО "Терра-Н" департаментом принято за основу максимальное из приведенных значений расходов на 1 куб. м принимаемых ТБО, исходя из чего с учетом индекса-дефлятора на 2013 год в размере 104,9% (на основании прогноза Минэкономразвития) и в пересчете на планируемый объем реализации услуг (400,0 тыс. куб. м или 80,0 тыс. т) расходы получены в сумме 2900,0 тыс. руб.
В нарушение п. 20 раздела IV Методических указаний № 47, расходы на ГСМ приняты администрацией на численность техники, определенную проектной документацией на полную мощность работы полигона и с учетом работы техники от 12 до 16 часов в сутки без увязки на планируемые объемы реализации услуг.
По статье затрат "Электроэнергия" заявлено обществом - 642,4 тыс. кВтч на сумму - 2900,8 тыс. руб., принято администрацией при тарифном регулировании на 2013 год - 641,25 тыс. кВтч на сумму - 2895,6 тыс. руб. Отклонение - 1,15 тыс. кВтч на сумму - 5,2 тыс. руб.
При этом в нарушение пункта 21 раздела IV Методических указаний № 47, отсутствует расчет (обоснование) принятых заинтересованным лицом значений электропотребления и планируемых затрат на покупку электроэнергии.
Как правильно рассчитали специалисты РЭК - департамента объем электропотребления объектами 1-го этапа строительства полигона, с учетом планового годового объема реализации услуги в размере 80 тыс. тонн или 400 тыс. м3, определен в размере 329,27 тыс. кВтч. Плановые затраты на покупку электроэнергии составили 1303,2 тыс. руб. без НДС.
Планирование объемов электропотребления объектами полигона на 2013 год производилось департаментом с учетом технических характеристик установленного оборудования, режима работы согласно проекту, размера отапливаемой площади и необходимого объема забора воды на технологические нужды полигона в соответствии с представленной проектной документацией, а также принятых в расчет объемов реализации услуги.
Структура электропотребления по объектам электропотребления полигона определена на основании представленного договора энергоснабжения № 3936 от 20.12.2011 с ОАО "НЭСК".
По статье затрат "Расходы на оплату труда" обществом заявлены расходы в размере 30448,94 тыс. руб.; заинтересованным лицом принято в полной сумме - 30448,94 тыс. руб.
Фонд заработной платы рассчитан третьи лицом на общую численность работающих в количестве 124 человек, в том числе административно - управленческий персонал (далее - АУП) - 8 человек (указанная численность персонала согласована проектной документацией ОАО "Кубаньводпроект").
В соответствии с представленной для проверки проектной документацией согласована для предприятия следующая численность персонала при максимальной мощности полигона:
- проектной документацией ОАО "Кубаньводпроект" - 124 человека (раздел 7 документации);
- заключением государственной экспертизы ГАУ КК "Краснодаркрайгосэкспертиза" - 78 человек (стр. 2 заключения);
- рабочий проект ООО "Чистый город" - 78 человек (раздел 4 проекта).
Фонд заработной платы рассчитан обществом в размере 30448,94 тыс. руб. (и принято заинтересованным лицом в полной сумме) на общую численность работающих в количестве 124 человек, в том числе АУП - 8 человек. Таким образом, обществом заявлены и администрацией приняты расходы на оплату труда:
- по наиболее затратному из предложенных вариантов;
- при условии максимальной мощности полигона (при этом объемы принимаемых ТБО учтены в расчете на минимальную мощность полигона или в 2 раза меньше, чем при максимальной мощности).
При этом администрация не представила доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность принятия затрат общества по указанной статье.
Таким образом, администрацией при установлении спорного тарифа нарушен п. 20 раздела IV Методических указаний № 47.
С учетом нарушений по статье затрат "Расходы на оплату труда" при расчете тарифа администрацией по статям затрат "Начисления на заработную платы" и "Техника безопасности и охрана труда" также нарушены положения п. 20 раздела IV Методических указаний № 47 исходя из количества работников.
По статье затрат "Общехозяйственные расходы" обществом запланированы 15787,12 тыс. руб., за исключением расходов на уплату налогов и охрану труда, выделенных заинтересованным лицом на отдельные статьи затрат, расходы на указанные цели составляют 12077,97 тыс. руб. Администрацией приняты расходы с учетом округления - 12078,0 тыс. руб.
По результатам проверки департаментом обоснованно исключены, как экономически необоснованные:
1) аренда транспорта на основании договора аренды от 01.03.2012 с ООО "ЮСТК-ТБО" - исключена из расчета сумма аренды за самосвалы в сумме 8015,75 тыс. руб., как не имеющая экономической целесообразности при наличии возможности приобретения нового КАМАЗа по цене, не превышающей 3,0 млн. руб. (проверяющими предлагается приобретение КАМАЗа за счет плановой прибыли, так как стоимость приобретенных основных производственных фондов не может быть отнесена на себестоимость услуг);
При этом администрацией нарушен п. 23 раздела IV Основ ценообразования, п. 21 раздела IV Методических указаний № 47, так как расходы приняты в расчет тарифа без оценки их экономической обоснованности.
2) медосмотр работников - расходы откорректированы исходя из численности планируемого персонала (расходы запланированы предприятием в сумме 186,0 тыс. руб. для 124 работников; по результатам проверки указанные расходы пересчитаны для 58 работников и составили 87,0 тыс. руб. = 186 / 124 * 58; отклонение составило 99,0 тыс. руб.).
При расчете тарифа по статье "Медосмотр работников" администрацией нарушен п. 20 раздела IV Методических указаний № 47.
Итого общехозяйственные расходы по результатам проверки получены в размере 3963,25 тыс. руб., а отклонение составило 8115,05 тыс. руб. (8015,75 + 99,30), с учетом округления, произведенного администрацией отклонение составило 8114,75 тыс. руб.
Согласно представленной тарифной заявке организацией вообще не планировались доходы от вторсырья в расчете тарифа на утилизацию ТБО. При этом проектной документацией, представленной в материалах дела, доля вторсырья, подлежащая реализации, определена в размере 18%.
Заинтересованным лицом доходы запланированы в сумме 782,5 тыс. руб. Указанная сумма доходов получена заинтересованным лицом на основе представленного ООО "Терра-Н" планового среднемесячного размера дохода в сумме 590,25 тыс. руб., откорректированного в части применяемых цен на вторсырье (в соответствии с прилагаемыми договорами).
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что при расчете тарифа учтены доходы, полученные от реализации вторсырья только за 1 месяц, а применен как годовой показатель без соответствующего увеличения в 12 раз.
При этом, департаментом определен доход от реализации вторсырья на основе расчета общество с учетом откорректированного объема и фактически применяемым ценам, представленным обществом согласно оборотно-сальдовой ведомостью по счету 90-01, в сумме 20870,93 тыс. руб. в год или 1739,24 тыс. руб. в месяц.
При рассмотрении дела администрация не представила доказательства, подтверждающие экономическую обоснованность принятия затрат общества на момент утвержденного тарифа в расчете только на 1 месяц.
По статье "Плановая прибыль" обществом запланирована прибыль в сумме 9854,8 тыс. руб. Администрацией при расчете тарифа запланирована прибыль в сумме 9776,0 тыс. руб. (без указания причин отклонения) с пояснением: "Основные направления использования прибыли - капитальные вложения на завершение строительства мусоросортировочного комплекса". При этом в материалах дела отсутствуют в подтверждение указанного размера плановой прибыли какие-либо экономические обоснования (расчеты) со стороны общества, а также указания конкретных мероприятий со стороны администрации.
Таким образом, администрацией при расчете тарифа нарушен положения п. 23 Основ ценообразования.
Кроме того сторонами не оспаривается, что ООО "Терра-Н" не планировались доходы от вторсырья в расчете тарифа на утилизацию ТБО. Однако, администрацией доходы запланированы в сумме 757,75 тыс. руб. (без НДС). Указанная сумма доходов получена заинтересованным лицом на основе представленного ООО "Терра-Н" планового среднемесячного размера дохода в сумме 590,25 тыс. руб. (без НДС), откорректированного в части применяемых цен на вторсырье.
Таким образом, в результате корректировки заинтересованным лицом определен размер месячного дохода от реализации вторсырья, а применен как годовой показатель без соответствующего увеличения в 12 раз, что повлекло изменение тарифа в сторону увеличения.
При этом суд учитывает, что ожидаемый предприятием доход от реализации 261,0 тонн вторсырья в месяц (или 3132 тонн в год) составляет 3,92% от планируемого объема реализации услуг по утилизации (захоронению) ТБО.
Указанной проектной документации доля вторсырья, подлежащая реализации, определена в размере 18%.
По результатам проверки определен доход от реализации вторсырья на основе расчета предприятия, откорректированного по объемам и применяемым ценам, в сумме 20870,93 тыс. руб. Разница составила 20088,43 тыс. руб.
Департаментом по результатам проверки размер тарифа на утилизацию (захоронение) ТБО получен в размерах: 456,9 руб./т или 91,38 руб./куб. м (без НДС), что ниже утвержденных тарифов в 2,9 раз и в 1,8 раз соответственно.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводам о нарушении порядка и процедуры установления спорного тарифа, об отсутствии возможности проверки обоснованности установленного оспариваемым постановлением тарифа для общества и обоснованности принятия расходов общества, о наличии безусловных оснований для признания оспариваемого постановления недействующим, как принятом с нарушением изложенных требований Закона № 210-ФЗ, Правил и Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса № 520, Методических указаний № 47, нарушающим права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере оказания услуги по размещению, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, оказываемые обществом на территории МО город-герой Новороссийск.
Довод общества о том, что установленный оспариваемым постановлением тариф затрагивает только его интересы в сфере предпринимательской деятельности не принят судом, поскольку данный довод противоречит принципам, целям и задачам законодательства в сфере государственного регулирования, а именно достижению баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, стимулированию снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса, а также обеспечению доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов.
Расчеты потребителей за услуги по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов осуществляются исходя из суммы, включающей цену (тариф) для потребителей и надбавку к цене (тарифу) для потребителей.
В целях обеспечения прозрачности деятельности организаций коммунального комплекса, открытости регулирования деятельности организаций коммунального комплекса и защиты интересов потребителей организации коммунального комплекса обязаны обеспечивать свободный доступ к информации об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также о надбавках к ценам (тарифам), которые подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - регулируемые услуги).
Данные принципы и требования установлены в статье 3 Закона № 210-ФЗ.
При этом установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса осуществляется исходя из необходимости обеспечения финансовых потребностей для реализации производственной программы, которой на 2013 год у общества не имеется и не разработана.
Доводы администрации и третьего лица не основан на нормах права, действующего в период установления тарифа.
При рассмотрении дела администрация не представила доказательства, подтверждающие соблюдение обязательного порядка установления тарифа, экономическую обоснованность принятия затрат общества на момент утвержденного тарифа, в связи с чем установление тарифа без установления экономически обоснованного расчета тарифа суд признать правомерным не может.
С учетом изложенного суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействующим постановление Администрации муниципального образования город Новороссийск от 07.12.2012 № 7571 "Об установлении тарифов на услуги по размещению, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов, оказываемые Новороссийским Экологическим комплексом ООО "Терра-Н" на 2013 год" как несоответствующее Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правилам регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Методическим указаниям по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 15.02.2011 № 47.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца с момента его принятия в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Ю.В.БУТЧЕНКО

Судьи
И.А.ПОГОРЕЛОВ
Ф.Г.РУДЕНКО


------------------------------------------------------------------