Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 07.03.2014 по делу N А-32-14815/2013 <О признании недействующими отдельных положений Решения Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 N 302 и прекращении производства по делу в части признания недействующим пункта 7.8.4 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район и Приложения N 1 к Правилам, утвержденных решением Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 N 302>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 7 марта 2014 г. по делу № А-32-14815/2013

Резолютивная часть решения объявлена 22.01.2014.
Полный текст решения изготовлен 07.03.2014.
Арбитражный суд Краснодарского края с составе председательствующего судьи Колодкиной В.Г., судей Погорелова И.А. и Бутченко Ю.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковальской О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Индивидуального предпринимателя Кудриной Татьяны Александровны, г. Ейск
к Совету муниципального образования Ейский район г. Ейск
3 лицо: Муниципальное образование Ейский район в лице Администрации муниципального образования Ейский район, г. Ейск
о признании частично недействующим Решения Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 "Об утверждении правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район"
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Тищенко И.А., представитель, доверенность от 18.09.2013,
от заинтересованного лица и 3 лица: Рябышева В.Н., представитель по доверенностям от 23.04.2013, от 10.01.2013,

установил:

Индивидуальный предприниматель Кудрина Татьяна Александровна обратилась в арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (с учетом удовлетворенного судом в порядке ст. 49 АПК РФ ходатайства заявителя об уточнении заявленных требований) о признании недействующим решения Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 "Об утверждении правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район" в части:
абзаца 7 п. 2.1.1, абзаца 2 п. 2.2.9.12, п. 2.2.9.13, абзаца 2 п. 2.2.10.1 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, как не соответствующие п. "ж" ст. 71, ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, ст. 1 ч. 1 ст. 2, ст. 19 Закона № 38-ФЗ, ст. 15 Закона № 131-ФЗ;

пункты 8.3, 8.4 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, как не соответствующие ст. 15 Закона № 131-ФЗ, ст. 8, 9 Закона № 2300-1 ФЗ;
подп. 3, 4 п. 5.1 раздела 5 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, как не соответствующие ст. 19 Закона № 38-ФЗ;
пункты 1.4, 3.1, 3.3, Приложение № 1 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, как не соответствующие ст. ст. 2 - 13 Закона № 210-ФЗ;
пункт 7.8.4 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, как не соответствующий ст. 450, ч. 3 ст. 308, ч. 2 ст. 407 ГК РФ, ст. 19 Закона № 38-ФЗ;
Приложение 1 к Правилам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район как не соответствующее ст. 15 Закона № 135-ФЗ, пунктам 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, п. 5, п. 5.1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ, ст. ст. 128, 308, 422, 423 Гражданского кодекса РФ.
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, указал на то, что оспариваемый нормативный акт в указанной части не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Представитель заинтересованного лица и третьего лица в судебном заседании с требованиями заявителя не согласился, свои доводы изложил в отзывах на заявление.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 22.01.2014 в 16-30 ч. После перерыва судебное заседание продолжено.
Суд, выслушав доводы представителей сторон, изучив материалы дела, установил следующее.
Кудрина Татьяна Александровна зарегистрирована в качестве предпринимателя в МИМНС России № 2 по г. Ейску.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в А13-12304/2010 Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
24.09.2009 Советом муниципального образования Ейский район принято решение № 302 "Об утверждении правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район" (далее - решение № 302).
Согласно ч. 1 ст. 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения, отнесенным к их компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица издают муниципальные правовые акты.
Данное решение принято в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (преамбула решения № 302).
Согласно п. 1.1 Правил они устанавливают требования к территориальной установке и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район (далее - м/о Ейский район).
Заявитель, осуществляя деятельность в сфере рекламы, полагает свои права нарушенными в результате принятия в части обжалуемого нормативного акта, в связи со следующим.
Оспаривая Абзац 7 п. 2.1.1, абз. 2 п. 2.2.9.12 п. 2.2.9.13 абз. 2 п. 2.2.10.1 Правил заявитель ссылается на то, что данные нормы не соответствуют требованиям ст. статье 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" так как в компетенцию органов местного самоуправления не входит введение ограничений на установку и эксплуатацию определенных видов рекламных конструкций на той или иной территории муниципального образования. Также не определены и виды рекламных конструкций, в отношении которых действуют или могут действовать ограничения их территориального размещения, что противоречит ст. ст. 8, Закона РФ № 2300-1 "О защите прав потребителей". Заявитель ссылается на ст. 34 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Между тем, суд считает данные доводы не обоснованными в виду следующего.

Из абзаца 10 пункта 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ следует, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Согласно ст. 4 Закона № 38-ФЗ законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы могут регулироваться также принятыми в соответствии с указанным Законом иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П, отмечено, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72 и 73. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
Согласно пункту 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования.
Оспариваемыми пунктами нормативного акта органа местного самоуправления предусмотрены ограничения установки и эксплуатации объекта наружной рекламы на землях общего пользования, а именно: объекты наружной рекламы не должны создавать помех для пешеходов, уборки улиц и тротуаров, не допускается установка и эксплуатация объектов наружной рекламы, являющихся источником шума, вибрации и т.д., запрещается установка и эксплуатация объектов наружной рекламы на цветниках и тротуарах если после их установки ширина прохода для пешеходов составляет менее 2 метров, запрещается установка рекламных конструкций на крышах павильонов городского наземного пассажирского транспорта.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также - остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Некоторые положения Закона № 38-ФЗ также содержат определенные ограничения либо запрет на размещение объектов наружной рекламы. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 19 Закона о рекламе рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
В сфере размещения рекламных конструкций подлежит применению ГОСТ Р 52044-2003.
В разделе 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы. В частности, средства наружной рекламы не должны быть размещены: над проезжей частью и обочинами дорог (кроме "перетяжек" в селитебных зонах); сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов, и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах (пункт 6.1).
В абзаце 10 пункта 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Установление в оспариваемых пунктах нормативного акта дополнительных ограничений по установке и эксплуатации объектов наружной рекламы, направлено на обеспечение жизни и здоровья населения.
Заявителем не указано каким образом оспариваемыми пунктами создаются препятствия для перемещения товаров, услуг, ограничивается добросовестная конкуренция, подавляется экономическая самостоятельность юридических лиц.
При этом доводы о несоответствии указанных пунктов пункту "ж" ст. 71, ст. 130, ч. 1 ст. 132 Конституции РФ являются необоснованными, так как данные конституционные нормы декларируют полномочия органов местного самоуправления на самостоятельное управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение бюджета, установление местных налогов и сборов и не определяют порядок размещения рекламных конструкций.
В силу статей 8, 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) изготовитель (исполнитель, продавец) товаров (работ, услуг), предназначенных исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг).
Между тем, оспариваемые заявителем пункты Правил не регламентируют порядок и условия размещения информационных вывесок, товарных знаков, не являющихся рекламной конструкцией, в связи с чем не могут противоречить требованиям Закона "О защите прав потребителей".
Согласно оспариваемым заявителем пунктов 1.4, 3.1, 3.3 установка и эксплуатация объекта наружной рекламы осуществляется на основании разрешения, утвержденной формы и договора, заключенного с администрацией муниципального образования Ейский район, в случае размещения рекламы на имуществе, принадлежащем муниципальному образованию.
Частью 9 ст. 19 закона № 38-ФЗ предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Законом о рекламе отнесены к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления, - деятельность по реализации функций муниципального органа, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении).
В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Постановлением администрации муниципального образования Ейский район от 20.06.2012 № 621 утвержден административный регламент по предоставлению услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций и аннулирование разрешений.
Между тем, оспаривая указанные пункты Правил, заявителем не конкретизировано в чем состоит несоответствие данных пунктов и какому закону, имеющему большую силу.
Подпунктами 3 и 4 пункта 5.1 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы определен перечень документов, подлежащих приложению к заявлению при обращении за выдачей разрешения на установку рекламной конструкции, в том числе:
- топографическая съемка (при условии размещения рекламной конструкции на земельном участке);
- письменное согласие собственника объекта или иного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции либо договор с собственником имущества на установку рекламной конструкции (если заявитель не является собственником или иным владельцем имущества).
В силу части 9 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции.
Согласно части 11 статьи 19 Закона о рекламе к указанному в части 9 настоящей статьи заявлению прилагаются:
1) данные о заявителе - физическом лице. Данные о государственной регистрации юридического лица или о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя запрашиваются уполномоченным на выдачу разрешений органом в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
2) подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если соответствующее недвижимое имущество находится в государственной или муниципальной собственности, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа запрашивает сведения о наличии такого согласия в уполномоченном органе, если заявитель не представил документ, подтверждающий получение такого согласия, по собственной инициативе.
Таким образом, решение о выдаче разрешения (либо об отказе в выдаче разрешения) может быть вынесено только при условии представления заявителем всех необходимых документов.
Частью 12 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершение иных связанных с выдачей разрешения действий.
Пунктом 17 статьи 19 ФЗ "О рекламе" установлено, что разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Иной порядок выдачи разрешений, в том числе путем составления топографической съемки Федеральным законом "О рекламе" не предусмотрен.
При этом суд исходит из того, что проведение геодезической и топографической съемки не рассматривается в качестве квалифицирующего признака территориального размещения рекламной конструкции, а возлагает на лицо, обратившееся с заявлением за выдачей разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции дополнительных расходов, что не соответствует ч. 12 ст. 19 Закона "О рекламе".
В силу части 5.8 статьи 19 Закона о рекламе органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктом 12 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ органы местного самоуправления могут затребовать дополнительные документы и сведения, но только относящиеся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции.
Согласно ч. 5 ст. 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В соответствии с ч. ч. 9, 11 ст. 19 Закона от 13.03.06 № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
К указанному заявлению прилагаются данные о заявителе - физическом лице либо данные о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ч. 11 ст. 19 Закона № 38-ФЗ); подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ч. 11 ст. 19 Закона № 38-ФЗ).
Законодатель не требует заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции ее владельцем с собственником здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, до подачи заявления о выдачи разрешения.
Требование органа местного самоуправления, изложенное в подпункте 4 пункта 5.1 Правил о включении в перечень документов, прилагаемых к заявлению о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию наружной рекламной конструкции договора с собственником имущества на установку рекламной конструкции (если заявитель не является собственником или иным владельцем имущества) противоречит требованиям ст. 19 Закона о рекламе".
Заявителем оспариваются также пункты 8.3, 8.4 Правил как несоответствующие ст. 19 Федерального Закона "О рекламе".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пунктам 1, 4 части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято органом местного самоуправления в ограниченном ряде случаев, в том числе, ввиду нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа", носит оценочный характер, определяется с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
Под архитектурным обликом города понимается эстетическое единство естественных и искусственных компонентов городской среды, связанных в единое композиционное, историческое, культурное, природное образование, имеющее материальную и духовную ценность.
Пунктами 8.3 и 8.4 Правил установлены полномочия Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Ейский район по согласованию дизайн-проекта всех видов объектов наружной рекламы, предполагаемых к размещению на территории сельских поселений и городского поселения Ейского района с привязкой к месту их возможной установки на основании визуального анализа архитектурных особенностей зданий и сооружений и градостроительной ситуации сроком на 5 лет на вновь устанавливаемые конструкции (за исключением временных объектов рекламы).
Поскольку Управление архитектуры и градостроительства относится к числу органов, наделенных законом публичными полномочиями властного характера, в том числе компетентно в отношении принятия решений о согласовании дизайн-проектов рекламных конструкций на определенной территории, а взаимозависимость цели принятия соответствующих результирующих документов, разрешающих либо запрещающих субъектам предпринимательской деятельности размещать рекламные конструкции, указывает на то, что согласование либо отказ в согласовании дизайн-проекта рекламной конструкции Управлением архитектуры и градостроительства по существу непосредственно затрагивает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и напрямую связано с выдачей разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Из анализа приведенной правовой нормы следует, что достаточным основанием для вывода о нарушении ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Между тем, отсутствие в законодательстве критериев, позволяющих определить нарушение внешнего архитектурного облика при размещении той или иной рекламной конструкции, не предоставляет возможности при принятии соответствующего решения Управлением архитектуры и градостроительства относительно согласования дизайн-проекта рекламной конструкции, основываться лишь на внутреннем убеждении и личном эстетическом восприятии при визуальном анализе архитектурных особенностей зданий и сооружений, что может привести к субъективной оценки и ограничения либо устранения конкуренции.
При этом суд учитывает, что оспариваемые пункты Правил не содержат каких-либо требований к дизайн-проекту рекламных конструкций, а именно: к размерам, содержанию, месту размещения; к высоте и ширине букв в написании рекламы, языку исполнения, сокращениям и аббревиатурам, порядку его согласования.
При указанных обстоятельствах, суд считает оспариваемые пункты 8.3, 8.4 Правил противоречащими ст. 15 Федерального Закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно пункту 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 в случае, если имеется вступившее в законную силу решение арбитражного суда или суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному делу, проверившего оспариваемый нормативный правовой акт или те же его нормы на соответствие тому же нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, производство по делу об оспаривании нормативного правового акта подлежит прекращению (часть 7 статьи 194 АПК РФ).
Заявителем оспаривается пункт 7.8.4 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район и Приложение № 1 как противоречащие нормам статей 128, 308, 433, 423, 450 Гражданского кодекса РФ и ст. 19 Закона "О рекламе".
Между тем, судом установлено, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Краснодарского края от 25.05.2010 по делу № А32-4648/2010-11/87-1Н Решение Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 "Об утверждении правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район" в части пункта 7.8.4 Правил и Приложения № 1 к нему было проверено на соответствие его ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", ст. ст. 128, 308, 422, 423, 450 Гражданского кодекса РФ по заявлению индивидуального предпринимателя Лисакович Ирины Юрьевны.
При указанных обстоятельствах, суд считает производство в данной части заявленных требований индивидуального предпринимателя Кудриной Т.А. подлежит прекращению в порядке ст. 194 АПК РФ.
Ссылаясь на несоответствие п. 7.8.4 Правил и Приложение № 1 к нему ст. 15 Закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции", заявитель указывает, что установленный порядок расчета и размера платы за размещение рекламной конструкции определенного типа, в том числе определение дифференцируемого коэффициента в зависимости от места расположения рекламной конструкции с учетом особенностей определенной местности, ставит в неравные условия лиц, заключающих договор на размещение средств наружной рекламы, в неравные условия с другими лицами, размещающими рекламу аналогичного вида и способа исполнения в связи с применением различных коэффициентов для определения размера внесения платы.
Целями Федерального закона "О защите конкуренции" являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона).
Статьей 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со статьей 2 Закона № 131-ФЗ по вопросам местного значения, отнесенным к их компетенции, органы местного самоуправления и должностные лица издают муниципальные правовые акты.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 № 4-П отмечено, что рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско-правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, то есть не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72 и 73. В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы, поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона № 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
С учетом изложенного размещение рекламной конструкции ее владельцем может быть осуществлено на основании договора с собственником земельного участка или иного имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.
При этом, поскольку действующим законодательством не определены условия такого договора, в соответствии со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по соглашению сторон.
Поэтому установление в оспариваемом Положении порядка расчета и размера платы за размещение рекламной конструкции определенного типа, в том числе определение дифференцированного коэффициента в зависимости от места расположения рекламной конструкции с учетом особенностей определенной местности, является реализацией представительным органом местного самоуправления предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона № 135-ФЗ запрещается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что платежи за размещение наружной рекламы являются договорными, то есть осуществляются лишь в случае заключения договоров на размещение наружной рекламы на объектах муниципальной собственности Ейского района, соответственно, обязанность по их уплате возникает при заключении договора на размещение средств наружной рекламы на указанных объектах.
Между тем, из оспариваемого пункта Правил не следует, что лицо, заключившее договор на размещение средств наружной рекламы определенного вида на объектах муниципальной собственности в том или ином месте, поставлено в неравные условия с другими лицами, размещающими рекламу аналогичного вида и способа исполнения.
Следовательно, оснований для вывода о нарушении пунктом 7.8.4 Правил части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции у суда не имеется.
Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, согласно ее п. 1 подлежит применению независимыми экспертами, получившими аккредитацию на проведение данного вида экспертизы.
Пунктом 3 указанной Методики установлены коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Пунктом 4 - коррупциогенные факторы, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям.
Требования заявителя о несоответствии пункта 7.8.4 пунктам 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. постановлением от 26.02.2010 № 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" не подлежат удовлетворению как необоснованные, так как в чем именно состоит несоответствие, предпринимателем не указано, обратное не доказано, доводы носят общий, неконкретный характер.
В соответствии с частью 5 статьи 195 АПК РФ нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
В соответствие со ст. 110 АПК РФ расходы по госпошлине возлагаются муниципальное образование Ейский район.

решил:

Признать подпункты 3, 4 пункта 5.1, пункты 8.3, 8.4 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, утвержденных решением Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 недействующими как не соответствующие ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ от "О рекламе".
Признать абзац 7 пункта 2.1.1, абзац 2 пункта 2.2.9.12, пункт 2.2.9.13, абзац 2 пункта 2.2.10.1 пункты 1.4, 3.1, 3.3 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, утвержденных решением Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302, соответствующими Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", ст. 8, 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей", ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьям 2 - 13 Федерального закона от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" № 210-ФЗ.
Производство по делу в части признания недействующим пункта 7.8.4 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, утвержденных решением Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 и Приложения № 1 к Правилам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, утвержденных решением Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 как не соответствующих ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе", ст. ст. 128, 308, 422, 423 Гражданского кодекса РФ, прекратить.
Признать пункт 7.8.4 Правил установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, утвержденных решением Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 и Приложение № 1 к Правилам установки и эксплуатации объектов наружной рекламы на территории муниципального образования Ейский район, утвержденных решением Совета муниципального образования Ейский район от 24.09.2009 № 302 соответствующими ст. 15 Федерального Закона "О защите конкуренции" № 135-ФЗ, пунктам 3, 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96.
Взыскать с муниципального образования Ейский район за счет казны муниципального образования Ейский район в пользу индивидуального предпринимателя Кудриной Татьяны Александровны 200 руб. расходы по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в кассационную инстанцию в течение месяца с момента его принятия в установленном законом порядке.

Председательствующий:
В.Г.КОЛОДКИНА

Судьи:
Ю.В.БУТЧЕНКО
И.А.ПОГОРЕЛОВ


------------------------------------------------------------------