Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.02.2014 по делу N А32-35289/2013 <О признании частично недействительным постановления Администрации муниципального образования город Краснодар N 815 от 18.03.2009>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. по делу № А32-35289/2013

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2014 года
Решение в полном объеме изготовлено 19 февраля 2014 года
Арбитражный суд Краснодарского края
в составе судьи Гречко О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Амбелиди В.А.,
рассмотрев дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью "Надежда-М"
к Администрации муниципального образования город Краснодар
третье лицо:
Департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар
при участии:
от заявителя: Фомин С.Е. дов. от 05.08.2013 г.
от ответчика: Попов М.Г. дов. от 27.12.2013 г.
от третьего лица: Попов М.Г. дов. от 30.12.2013 г.

установил:

Заявитель обратился с заявлением к заинтересованному лицу с требованием признать недействующим постановление Администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009 г. "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара" в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207007:22, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. Калинина, 466/18.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что 25.09.13 ему стало известно о принятии оспариваемого акта в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207007:22, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. Калинина, 466/18. Проект красных линий, утвержденный оспариваемым актом, не основан на документации по планировке территории, в отношении спорной территории проект детальной планировки не разработан, красные линии были изменены после строительства находящегося на земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю и после формирования земельного участка. Оспариваемый акт принят без проведения в надлежащем порядке публичных слушаний, с нарушением положений ст. 47 ГрК РФ, по происшествии более чем одного года с момента проведения публичных слушаний. Не была осуществлена публикация акта в полном объеме.
Администрация заявленные требования не признает, ссылаясь на пропуск срока, установленного для обжалования ненормативного акта, считает, что оспариваемый акт соответствует закону.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" даны следующие разъяснения:
"Акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ".
В соответствии с указанными разъяснениями заявление ООО "Надежда-М" рассматривается судом единолично по правилам главы 24 АПК РФ.
ООО "Надежда-М" (далее - общество) на праве собственности принадлежит магазин площадью 90,5 кв. м, расположенный по адресу: г. Краснодар, ул. Калинина, 466/18 (свидетельство о государственной регистрации права 23-АЕ № 202837 от 24.11.2008 г.).
Между Администрацией МО г. Краснодар и обществом заключен договор аренды земельного участка площадью 105,2 кв. м от 16.12.1999 г. № 2072 (4300006044) (свидетельство о государственной регистрации права серия КК № 090098 от 13.03.2000 г.).
В порядке предусмотренном ст. 36 Земельного Кодекса РФ, общество 20.06.2013 обратилось в многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг с заявлением к Администрации МО г. Краснодар (далее - администрация) о приобретении прав на этот земельный участок.
В заявлении общество просило предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:43:0207007:22 (ранее № 23:43:02:07:07:014), расположенный под зданием магазина, так как данный земельный участок необходим обществу для эксплуатации принадлежащего ему магазина.
Письмом от 10.07.2013 г. № 26246 администрация отказала обществу в предоставлении в собственность земельного участка.
Отказ мотивирован нахождением части земельного участка за красной линией на территории общего пользования, из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар от 25.09.13 заявителю стало известно о том, что красные линии установлены постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009 г. "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если и полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону 6 или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса РФ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Частью 5 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ установлено, что при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории.
В соответствии с ч. 13 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 Кодекса.
В соответствии с п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), особенностью подготовки документации по планировке территории является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи (п. 6 ст. 46 ГрК РФ).
Порядок организации и проведения публичных слушаний по обсуждению документации о планировке территории установлен главой 2 Правил землепользования и застройки на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденных решением Городской Думы г. Краснодара от 30.01.07 г. № 19 п.6.
Пунктом 2 ст. 7 Правил установлено, что публичные слушания организует и проводит Комиссия по землепользованию и застройке.
Требования к составу Комиссии определяет п. 2 ст. 6 Правил.
Из указанной нормы следует, что состав Комиссии формируется из представителей отраслевых, функциональных органов администрации муниципального образования город Краснодар, депутатов Городской Думы Краснодара, лиц, представляющих общественные и частные интересы граждан, владельцев недвижимости, общественных, коммерческих и иных организаций и утверждается решением городской Думы Краснодара. Председатель Комиссии выбирается из состава Комиссии.
В соответствии с ч. 7 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения (ч. 8 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Доказательств извещения заявителя о месте и времени проведения публичных слушаний заинтересованное лицо в суд не представило.
Таким образом, суд считает несоблюденным заинтересованным лицом порядка проведения публичных слушаний.
В постановлении № 815, которым утвержден проект планирования центральной части города Краснодара, указано, что основной целью проекта является разработка предложений по градостроительному преобразованию и развитию на перспективу общегородского центра Краснодара - как южной столицы России и центра субъекта РФ Краснодарского края, обеспечению благоприятных условий проживания и обслуживания населения города и Краснодарского края, посещающих Краснодар граждан России и иностранных государств, созданию территорий и градостроительных условий для успешного привлечения инвестиций в город Краснодар и его центральную часть.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с представленным в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права 23-АЕ № 202837 от 24.11.2008 г. общество приобрело по договору купли-продажи от 28.01.1997 магазин площадью 90,5 кв. м, расположенный по адресу; г. Краснодар, ул. Калинина, 466/18. Договор аренды земельного участка заключен 10.03.2000, земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2006 году.
В дело представлены доказательства того, что часть строения и земельного участка заявителя в связи с принятием оспариваемого постановления оказались за красной линией застройки.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие на указанных земельных участках красных линий создает объективные препятствия в их использовании заявителем для эксплуатации строений.
Оспариваемое постановление в части в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207007:22, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. Калинина, 466/18, противоречат нормам закона, поскольку действующее законодательство не предусматривает возможность установления красных линий по уже существующим правомерным строениям лица - их собственника.
Доводы администрации о пропуске заявителем срока на обжалование ненормативного акта не подтверждены документально. Согласно ч. 4 ст. 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев с момента, когда заявителю стало известно о нарушении его законных прав и интересов. Поскольку в полном объеме оспариваемый акт не опубликован, довод общества о том, что о нарушении своих прав оно узнало лишь из письма Департамента от 25.09.2013, не опровергнут администрацией.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 198 - 201 АПК РФ,

решил:

Признать недействительным постановление Администрации муниципального образования город Краснодар № 815 от 18.03.2009 г. "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара" в части утверждения проекта планировки в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0207007:22, расположенного по адресу: г. Краснодар, Западный внутригородской округ, ул. им. Калинина, 466/18.
Взыскать с Администрации муниципального образования город Краснодар в пользу ООО "Надежда-М" 2000 руб. - расходы по госпошлине.
Решение может быть обжаловано в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца после его принятия в порядке апелляционного производства через принявший решение в первой инстанции Арбитражный суд Краснодарского края.

Судья
О.А.ГРЕЧКО


------------------------------------------------------------------