Типы документов

Реклама

Партнеры

Приказ Департамента труда и занятости населения Краснодарского края от 10.02.2014 N 48 "О системе управления охраной труда в департаменте труда и занятости населения Краснодарского края"



ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 10 февраля 2014 г. № 48

О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В ДЕПАРТАМЕНТЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ


В целях обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников департамента, реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Краснодарского от 03.06.1998 № 133-КЗ "Об охране труда", организации эффективной работы по охране труда в департаменте приказываю:
1. Утвердить Положение о системе управления охраной труда в департаменте труда и занятости населения Краснодарского края (далее - Положение) (прилагается).
2. Заместителю руководителя департамента, курирующему вопросы охраны труда (Склеменов), отделу управления охраной труда (Сидоров) обеспечить функционирование и последовательное совершенствование системы управления охраной труда в департаменте согласно Положению.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель департамента
И.В.МЕЛКИХ





Утверждено
приказом
департамента труда и
занятости населения
Краснодарского края
от 10 февраля 2014 г. № 48

ПОЛОЖЕНИЕ
О СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
В ДЕПАРТАМЕНТЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

1. Общие требования

1.1. Настоящее Положение о системе управления охраной труда (далее - Положение) устанавливает цели и принципы функционирования и последовательного совершенствования Системы управления охраной труда (далее - СУОТ), а также порядок проведения наиболее значимых мероприятий по улучшению условий и охраны труда в департаменте труда и занятости населения Краснодарского края (далее - департамент).

1.2. Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Законом Краснодарского края от 3 июля 1998 года № 133-КЗ "Об охране труда в Краснодарском крае", ГОСТ 12.0.230-2007 "Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования".
1.3. Концепция (политика), цели и задачи в сфере охраны труда.
Концепция (политика) обеспечения условий и охраны труда в департаменте, разработанная с учетом государственной политики в области охраны труда, приведена в приложении № 1 к настоящему Положению.
Главной целью внедрения и функционирования СУОТ является реализация статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены".
Вспомогательной целью внедрения и функционирования СУОТ является содействие методами охраны труда обеспечению надлежащих организационно-технических условий, необходимых для эффективного исполнения должностных обязанностей сотрудниками департамента и повышения производительности труда.
Для количественного выражения целей используются общепризнанные индикаторы состояния и динамики условий и охраны труда (результаты СУОТ) в соответствии с приложением № 2 к настоящему Положению.
Для достижения целей СУОТ необходимо выполнение государственных нормативных требований охраны труда и на их основе - следующих задач:
предупреждение несчастных случаев на производстве;
предупреждение профессиональных заболеваний;
противопожарная профилактика (с учетом пункта 1.5 Положения);
обеспечение готовности сотрудников к действиям по локализации и ликвидации опасных ситуаций;
мониторинг состояния здоровья сотрудников;
разработка и реализация действий, программ и мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда;
контроль дисциплины в части исполнения сотрудниками требований охраны труда.
1.4. Система пожарной безопасности, направленная на предотвращение воздействия на сотрудников опасных факторов пожара, и мероприятия по противопожарной профилактике настоящим Положением не регламентируются (за исключением отдельных вопросов рабочего характера).
Результаты функционирования Системы пожарной безопасности могут и должны использоваться при решении вопросов СУОТ в том объеме, в котором они способствуют сохранению жизни и здоровья сотрудников в порядке системного взаимодействия.
1.5. Идентификация факторов деятельности и исходный анализ рисков.
Основным процессом в департаменте являются административно-управленческая деятельность сотрудников, в том числе - с применением персональных компьютеров и оргтехники. Вспомогательными процессами могут быть отдельные, небольшие по объему и сложности операции по хозяйственному обеспечению, выполняемые самими сотрудниками.
1.6. Основными рисками в данных процессах являются (градация по вероятности и значимости возможных негативных последствий):
напряженность труда, связанная с психоэмоциональными нагрузками, особыми условиями государственной гражданской службы, повышенной ответственностью, зрительным утомлением при работе с персональными компьютерами;
электромагнитные поля при работе персональных компьютеров и оргтехники;
возможность поражения электрическим током;
возможность падения при перемещении сотрудника по помещениям, коридорам, территории, между служебными зданиями;
возможность получения травмы в служебных командировках (поездках), в том числе при использовании служебного транспорта (при ДТП);
прочие.
1.6.1. При осуществлении и планировании мероприятий по управлению рисками в СУОТ устанавливается следующая шкала приоритетов: сохранение жизни сотрудников; сохранение здоровья сотрудников; обеспечение эффективности деятельности методами охраны труда; сохранение работоспособности сотрудника.
1.6.2. Общие методы управления в СУОТ.
В СУОТ применяют:
организационно-распорядительные методы (дисциплина, единоначалие, единства действий, подчиненность личных интересов, права, обязанности, поручения, структурная иерархическая схема, дисциплинарные взыскания);
экономические методы, основанные на экономических интересах (оплата труда, поощрения, материальные взыскания и другие);
социально-психологические методы, основанные на формировании общественного мнения относительно сотрудника и коллектива (личные контакты, формы морального поощрения, анкетирование, оперативное рассмотрение жалоб и предложений, справедливость, инициатива, корпоративная культура).

2. Распределение компетенции и обязанностей
в сфере охраны труда

2.1. Все сотрудники департамента имеют права и исполняют обязанности, а также несут ответственность за деятельность в СУОТ в пределах своей компетенции.
Распределение компетенции, прав, обязанностей и ответственности сотрудников в СУОТ устанавливается в соответствии с настоящим Положением и (или) дополнительными локальными актами при необходимости более детального регламентирования.
2.2. Руководитель департамента труда и занятости населения Краснодарского края.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ на руководителя департамента возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в департаменте.
Руководитель обеспечивает:
выполнение государственных нормативных требований охраны труда;
общее управление охраной труда в департаменте;
безопасность труда при использовании помещений, оборудования (инвентаря), условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда;
координацию деятельности заместителей руководителя и начальников структурных подразделений департамента в сфере охраны труда, взаимодействие с профсоюзным комитетом департамента по вопросам обеспечения условий и охраны труда;
рассмотрение и утверждение локальных нормативных актов в сфере охраны труда (положений, приказов, инструкций, перечней, актов и другой документации);
рассмотрение информации о состоянии условий и охраны труда в департаменте по итогам года, принятие управленческих решений на основе анализа этих сведений;
расследование и учет в установленном порядке несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других аварийных (опасных) ситуаций, влияющих на жизнь и здоровье сотрудников, содействие соответствующим органам государственного контроля в расследовании;
ведение коллективных переговоров и подписание Соглашения по охране труда с профсоюзным комитетом департамента;
разработку, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий по улучшению условий и охраны труда департамента в установленном объеме;
принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья сотрудников департамента при возникновении таких ситуаций.
2.3. Первый заместитель руководителя департамента обеспечивает исполнение обязанностей руководителя департамента в сфере охраны труда в его отсутствие. Осуществляет контроль за организацией работы по охране труда в курируемых подразделениях департамента.
2.4. Заместитель руководителя департамента, курирующий вопросы охраны труда, назначается приказом из числа заместителей руководителя департамента и осуществляет контроль за организацией работы по охране труда в департаменте.
Заместитель руководителя обеспечивает:
рассмотрение писем, заявлений, жалоб, работников департамента, касающихся вопросов условий и охраны труда;
подготовку предложений руководителю департамента по устранению выявленных недостатков по охране труда в департаменте;
внедрение, функционирование, последовательное совершенствование СУОТ;
личное присутствие при проверках (обследованиях), проводимых должностными лицами органов государственного контроля (надзора), а также обсуждение результатов этих мероприятий;
инициирование, проведение и контроль выполнения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, предупреждение профессиональных заболеваний, несчастных случаев, других аварийных (опасных) ситуаций;
координацию работы сотрудников по улучшению условий и охраны труда;
организацию обучения и проверки знаний сотрудников по охране труда, в том числе осуществляемой в обучающих организациях;
поддержание связи с органами государственного и общественного контроля охраны труда, другими заинтересованными сторонами (организациями) по вопросам обеспечения безопасных условий и охраны труда;
исполнение соглашения по охране труда, предусмотренного разделом коллективного договора.
Заместитель руководителя при решении вопросов охраны труда:
обеспечивает выявление проблем, касающихся условий и охраны труда;
возглавляет комиссии по расследованию легких несчастных случаев, а также других опасных ситуаций; участвует в работе по расследованию других происшествий;
запрашивает у сотрудников любую информацию, документацию, необходимую для оценки состояния условий и охраны труда;
вносит руководителю предложения о поощрении сотрудников с учетом их работы в области охраны труда или наложении дисциплинарного взыскания за установленные факты нарушения требований охраны труда;
представляет интересы департамента в органах государственного контроля и сторонних организациях по вопросам состояния охраны труда департамента.
2.5. Заместитель руководителя департамента, начальник управления занятости населения осуществляют контроль за организацией работы по охране труда в курируемых подразделениях и отделах.
2.6. Начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности обеспечивает:
расходование и учет средств на проведение мероприятий по охране труда в соответствии с утвержденной номенклатурой затрат на охрану труда и законодательством о бухгалтерском учете с составлением отчетов о затратах на эти мероприятия;
обязательное социальное страхование сотрудников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", уплату в Фонд социального страхования РФ необходимых страховых взносов;
подготовку (совместно со специалистом по охране труда) предусмотренной документации на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет средств Фонда социального страхования РФ;
составление и представление в установленные сроки отчета о страховании работников от несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности и связанных с ними расходами.
2.7. Начальники отделов являются ответственными за обеспечение условий охраны труда в отделах и в этих целях обеспечивают:
руководство соответствующими отделами по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
проведение первой и второй ступени административного контроля за состоянием условий и охраны труда совместно с уполномоченным по охране труда с подготовкой предложений по результатам контроля;
здоровые и безопасные условия труда на каждом рабочем месте;
профилактику производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
безопасную эксплуатацию помещений, оборудования, оргтехники, инвентаря;
проведение контроля за соблюдением сотрудниками требований охраны труда, противопожарного режима, служебной дисциплины, правил служебного распорядка и охраны труда в течение рабочего дня;
взаимодействие со специалистом по охране труда и уполномоченными по охране труда;
проведение подчиненным инструктажа по охране труда на рабочем месте;
принятие адекватных мер по устранению нарушений требований охраны труда (силами отдела или при координации с другими структурными подразделениями и специалистами департамента), составление заявок (предложений) по ремонту и содержанию закрепленных помещений, оборудования, инвентаря;
доведение до подчиненных содержания локальных нормативных актов по охране труда и контроль за их выполнением;
организацию первой помощи пострадавшему при несчастном случае и доставку (сопровождение) его в медицинское учреждение при необходимости.
2.8. Начальник общего отдела организует и обеспечивает:
ведение делопроизводства в департаменте, регистрацию, учет и доведение до соответствующих уровней управления локальных нормативных актов по охране труда и распорядительной документации;
разработку и исполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность сотрудников при проведении сторонними организациями строительно-монтажных и ремонтно-эксплуатационных работ всех видов;
соблюдение в структурных подразделениях департамента противопожарного режима (в координации с пожарно-технической комиссией департамента и ответственными за состояние пожарной безопасности);
принятие необходимых и достаточных мер по ликвидации и локализации пожаров и возгораний, а также незамедлительное уведомление руководителя и заместителя руководителя и специалиста по охране труда об этих происшествиях;
контроль за своевременным удалением из помещений отходов (отработанных канцелярских материалов, мусора и др.);
осуществляет материально-техническое обеспечение мероприятий соглашения по охране труда;
своевременное и правильное составление заявок на спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленным порядком;
эксплуатацию, реконструкцию и ремонт санитарно-бытовых помещений и устройств.
2.9. Начальник отдела по вопросам государственной гражданской службы и кадров обеспечивает:
ознакомление сотрудников с приказами;
организацию медицинских осмотров государственных гражданских служащих в установленном порядке, диспансеризации и иных медицинских профилактических мероприятий;
контроль за соблюдением сотрудниками правил служебного распорядка;
контроль за использованием труда женщин с учетом требований охраны труда и санитарных правил, в том числе - женщин с установленной беременностью;
оформление необходимых организационно-распорядительных документов для направления сотрудников на обучение, повышение квалификации, семинары и научно-практические конференции в сфере охраны труда;
направление до заключения трудового договора принимаемого на работу сотрудника на вводный инструктаж по охране труда;
регламентацию должностных обязанностей работников департамента, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в соответствии с их должностными регламентами.
2.10. Начальник отдела управления охраной труда обеспечивает:
разработку планов мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда;
организацию расследований несчастных случаев, профессиональных заболеваний, других опасных ситуаций, последующий анализ причин этих ситуаций;
наличие и своевременный пересмотр документации, необходимой для эффективной и безопасной деятельности отделов департамента (инструкций, журналов и т.д.);
контроль обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
выполнение мероприятий по обеспечению безопасности труда в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, предписаниями органов государственного контроля, локальными нормативными актами.
2.11. Специалист департамента с возложением обязанностей по охране труда в департаменте, назначенный приказом руководителя департамента, далее - ответственный специалист по охране труда, несет ответственность за организацию и проведение работ по охране труда в департаменте в соответствии с Постановлением Министерства труда и социального развития от 08.02.2000 № 14.
Ответственный специалист по охране труда в департаменте обеспечивает:
организацию работы по выполнению работниками департамента требований охраны труда и контроль за соблюдением работниками законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов департамента;
организацию профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда;
информирование и консультирование работников департамента, в том числе ее руководителя, по вопросам охраны труда;
изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда в департаменте;
учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами;
участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда департамента;
организацию расследования несчастных случаев на производстве в соответствии с ТК РФ, участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая;
оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда (актов по форме Н-1), и других документов по расследованию несчастных случаев на производстве;
организацию своевременного обучения по охране труда работников департамента, в том числе начальников отделов, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
обеспечение отделов департамента локальными нормативными правовыми актами департамента (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
подготовку информации для уголка по охране труда департамента;
ведение пропаганды по вопросам охраны труда с использованием для этих целей видео- и кинофильмов и средств массовой информации;
обеспечение и правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты;
наличие в отделах департамента инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труде, своевременным их пересмотром;
проведение специальной оценки условий труда в департаменте;
вправе предъявлять начальникам отделов департамента обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при проверках нарушений требований охраны труда и контролировать их выполнение;
совершенствование и актуализацию методов управления охраной труда и средств контроля.
2.12. Обязанности сотрудников департамента:
проходить обязательные медицинские осмотры (обследования);
ознакомиться с предоставленной в его распоряжение информацией о возможных рисках и опасностях на рабочем месте;
бережно относиться к имуществу департамента;
соблюдать требования охраны труда, применять безопасные методы и приемы выполнения работ и не допускать нарушений, которые могут привести к возникновению аварийных (опасных) ситуаций, несчастных случаев, пожаров;
соблюдать общие правила безопасного поведения, изложенные в программе проведения вводного инструктажа по охране труда и соответствующих инструкциях по охране труда;
проверять до начала работы организацию своего рабочего места и исправность оборудования, оргтехники, инвентаря, не приступать к работе при наличии нарушений, угрожающих жизни и здоровью;
содержать в чистоте рабочее место, оборудование, оргтехнику, инвентарь;
соблюдать противопожарный режим;
незамедлительно сообщать непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе - о проявлении признаков заболевания или острого отравления;
принимать незамедлительные и адекватные меры по устранению возникших или недопущению возможных опасных ситуаций, а при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ по их ликвидации;
участвовать в деятельности по улучшению условий и охраны труда.
2.13. Дополнительные функции отдельных сотрудников.
В целях охраны труда при размещении в специализированных помещениях (архивах) большого объема документации и других материально-технических ценностей из числа сотрудников соответствующих отделов приказом департамента назначаются ответственные за безопасное складирование материалов, которые обеспечивают:
размещение, укладку и перемещение материально-технических ценностей в местах их хранения, обеспечивающие устойчивость средств хранения (полок, стеллажей, шкафов), удобство использования и соблюдение требований пожарной безопасности при хранении;
учет и освидетельствование средств хранения в соответствии с требованиями охраны труда;
личное руководство вспомогательными работами по размещению (перемещению) материально-технических ценностей другими сотрудниками.
В целях обеспечения возможности оказания первой (доврачебной) помощи из числа сотрудников приказом департамента назначаются ответственные за содержание медицинских аптечек, которые обеспечивают своевременное укомплектование аптечек необходимыми медикаментами, лекарственными средствами, препаратами за счет средств, выделяемых департаменту на охрану труда, хранение аптечек и выдачу лекарственных средств по заявкам сотрудников.
В целях обеспечения безопасной эксплуатации оргтехники приказом департамента назначаются ответственные за содержание оргтехники, которые обеспечивают учет, организацию обслуживания (ремонта) и программного обеспечения персональных компьютеров, принтеров, сканеров и др.

3. Общие процедуры и требования по устранению
или ограничению действия опасных и вредных факторов

Для реализации целей и задач СУОТ настоящим разделом регламентируются процедуры и требования по следующим направлениям:
3.1. Режим служебного (рабочего) времени и времени отдыха для сотрудников департамента устанавливается Служебным распорядком департамента.
Для сотрудников, постоянно (более 50% рабочего времени) занятых использованием персональных компьютеров, устанавливаются специальные перерывы, порядок применения которых излагается в соответствующей инструкции по охране труда. Во время перерывов организуются "физкультурные минутки" по методикам и комплексам, рекомендованным Минздравсоцразвития России (приложения к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы";
3.2. Порядок содержания помещений, рабочих мест, оборудования, инвентаря.
3.2.1. Все помещения департамента (служебные, вспомогательные, общего пользования, санитарно-бытовые) должны: использоваться по назначению; отвечать требованиям охраны труда и пожарной безопасности; иметь исправные строительные элементы и конструкции, инженерные сети и коммуникации, электрическую проводку и освещение; подлежать ремонту в установленном порядке.
3.2.2. Рабочие места должны соответствовать санитарным нормам и правилам по площади и размещению и обеспечивать:
устойчивое положение и свободу движений сотрудника;
выполнение рабочих операций в удобных рабочих позах;
безопасное и удобное техническое обслуживание и уборку;
соответствующие условия микроклимата;
необходимую естественную и искусственную освещенность;
безопасный доступ на рабочее место и возможность быстрой эвакуации при аварийной ситуации или пожаре;
безопасность лиц, не связанных с эксплуатацией данного рабочего места (наличие проходов, безопасно установленных стульев для ожидающих посетителей и др.).
Организация, взаимное расположение и состояние рабочих мест должны обеспечивать эффективную деятельность, безопасное передвижение сотрудников, удобное и безопасное обслуживание оборудования и использование инвентаря.
3.2.3. Оборудование, инвентарь, оргтехника должны:
соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям пожарной безопасности;
применяться только в соответствии с условиями эксплуатации;
иметь сертификат соответствия, паспорт, эксплуатационную документацию установленного образца и комплектности;
подлежать обслуживанию, ремонту, периодическим осмотрам;
отвечать требованиям безопасности при его эксплуатации.
Все единицы оборудования, оргтехники, инвентаря должны быть пронумерованы и учтены материально-ответственными лицами.
Не допускается применение в служебных целях оборудования, оргтехники, инвентаря, не состоящего на балансе департамента, в том числе личного имущества сотрудников.
3.2.4. При организации и осуществлении деятельности департамента для обеспечения безопасности сотрудников должны предусматриваться и реализовываться следующие меры:
учет возможного воздействия на условия труда организационно-управленческих решений;
действия по управлению выявленными и предполагаемыми рисками;
применение исправного оборудования, оргтехники, инвентаря;
рациональное размещение и организация рабочих мест;
соблюдение сотрудниками правил безопасного поведения, требований охраны труда в работе;
обеспечение безопасного передвижения по служебной территории департамента и в служебных поездках;
контроль наличия защитных устройств, ограждений, запоров, знаков безопасности на электрощитах, системах вентиляции и др.;
контроль своевременности удаления отходов деятельности;
учет вопросов безопасности при работе сторонних организаций и их работников на территории департамента;
осуществление мер по предотвращению пожара в соответствии с требованиями пожарной безопасности;
правильное размещение и хранение складируемой документации или других материально-технических ценностей в специально отведенных для этого помещениях;

ограничение нервно-психических перегрузок и применение рациональных режимов труда и отдыха в (приложение № 4), в том числе посредством соблюдения норм профессиональной этики и требований к служебному поведению государственных гражданских служащих;
соблюдение служебной (трудовой) дисциплины;
защита от возможных воздействий природного характера;
подготовленность к ликвидации (локализации) опасных ситуаций.
Допускается участие сотрудников в отдельных хозяйственных мероприятиях, санкционированных руководством или постоянно необходимых для исполнения основных должностных обязанностей (расстановка оборудования и инвентаря, перенос документов, замена картриджей принтеров и копиров, разовые работы по перемещению небольшого объема груза), при условии соблюдения требований охраны труда.
3.2.5. Ремонт помещений, техническое обслуживание (ремонт, содержание) помещений, оборудования, оргтехники, инвентаря осуществляются по мере необходимости специализированными организациями в соответствии с договорами, планами мероприятий и текущими потребностями. Общехозяйственные работы по ремонту, содержанию, уборке объектов (территории, помещений, зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций) осуществляются по мере необходимости силами сторонних организаций на условиях, определенных гражданско-правовым договором.
При организации этих работ безопасность сотрудников департамента должна быть обеспечена посредством:
включения критериев охраны труда в процедуры оценки и выбора подрядчиков;
доведения информации о планируемых работах до сотрудников департамента или его отдельных подразделений, а также до специалиста по охране труда;
распределения ответственности за выполнение мероприятий по безопасности, в том числе при подготовке работ и их проведении, а также выполнением этих мероприятий;
оформления Акта-допуска на проведение строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ на территории департамента в соответствии со СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве";
информирования работников сторонней организации об особенностях условий труда, необходимых требованиях безопасности к предстоящей работе путем проведения специального инструктажа;
информирования сотрудников департамента об особенностях предстоящих работ и необходимых мерах предосторожности;
поддержания связи и координации между сторонней организацией и подразделением департамента;
контроля за выполнением условий, обеспечивающих безопасность сотрудников департамента со стороны начальников отделов или специалиста по охране труда.
Конкретные мероприятия по обеспечению безопасности при организации таких работ планируются и реализуются руководителями структурных подразделений департамента при участии специалиста по охране труда.
3.2.6. В соответствии с требованиями статьи 213 ТК РФ и санитарных правил в установленном порядке организуются предварительные и периодические медицинские осмотры сотрудников департамента.
3.2.7. Подготовленность к ликвидации (локализации) опасных ситуаций должна быть обеспечена:
планированием и осуществлением мер в области защиты сотрудников;
обучением сотрудников способам защиты и действиям в этих ситуациях;
поддержанием в постоянной готовности систем связи и сигнализации;
выполнением предусмотренных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

4. Контроль за состояние условий и охраны труда.
Идентификация рисков и управление ими

Идентификация и оценка рисков, определение средств управления выявленными рисками и несоответствиями, корректирующие и предупреждающие действия (далее - управление рисками) осуществляются в виде следующих взаимосвязанных процедур:
учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда;
специальная оценка условий труда и актуализация ее результатов;
контроль состояния условий и охраны труда специалистом по охране труда;
общественный контроль;
расследование и учет происшествий (несчастных случаев, профессиональных заболеваний, опасных ситуаций);
планирование мероприятий СУОТ;
текущий и периодический анализ эффективности и результативности СУОТ.
4.1. Учет результатов контрольно-надзорных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного контроля (надзора).
4.1.1. Учет результатов контрольных мероприятий, проведенных должностными лицами органов государственного надзора и контроля (Государственная инспекция труда, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Государственный пожарный надзор) осуществляется с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон).
4.1.2. Уполномоченным представителем департамента в соответствии со статьей 21 Федерального закона при проведении проверки является ответственный специалист по охране труда департамента.
По окончании проверки и получении на руки акта и предписания заместитель руководителя организует оперативное совещание, на котором:
рассматриваются вопросы устранения выявленных недостатков и нарушений;
дается оценка деятельности начальников структурных подразделений и специалистов;
готовятся предложения к приказу об итогах проверки.
По итогам проверки издается приказ, в котором устанавливается порядок реализации мероприятий по результатам проверки и осуществляется привлечение к дисциплинарной ответственности сотрудников департамента, допустивших нарушения установленных требований.
В государственный орган контроля (надзора) в течение установленного предписанием срока предоставляется копия приказа и отчет об исполнении предписания. Хранение оригинала предписания и акта проверки, а также контроль за выполнением мероприятий по результатам проверки осуществляет специалист по охране труда.
4.2. Трехступенчатый административно-общественный контроль за состоянием условий и охраны труда.
4.2.1. Первая ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда проводится ежедневно в рабочие дни начальником отдела.
Проверяется:
состояние рабочих мест, проходов и подходов к ним;
исправность и размещение оборудования, оргтехники, инвентаря;
состояние помещений, исправность (безопасное состояние) строительных элементов (стен, потолков, окон и фрамуг, дверей);
состояние электробезопасности;
соблюдение сотрудниками требований охраны труда и противопожарного режима;
исправность систем освещения и обеспечения микроклимата.
При выявлении несоответствий, нарушений, недостатков начальник отдела фиксирует их в журнале контроля. Начальник отдела принимает незамедлительные меры по устранению выявленных нарушений и несоответствий силами отдела или во взаимодействии с другими структурными подразделениями (общий отдел) департамента.
4.2.2. Вторая ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда осуществляется начальником отдела с участием уполномоченного по охране труда с периодичностью один раз в квартал. Контролируется состояние условий и охраны труда в отделе, при этом, кроме перечня позиций первой ступени, дополнительно проверяется:
исправность и соответствие требованиям эксплуатации вспомогательных помещений, санитарно-бытовых помещений и помещений общего пользования;
своевременность проведения предусмотренных освидетельствований;
выполнение заявок по ремонтам (обслуживанию) оборудования, оргтехники, инвентаря;
соблюдение требований режима труда и отдыха;
наличие средств наглядной агитации по охране труда, планов эвакуации, состояние уголка охраны труда;
наличие и исправность первичных средств пожаротушения (с учетом результатов работы пожарно-технической комиссии);
соблюдение требований к организации размещения и перемещения материально-технических ценностей и документов;
соблюдение порядка уборки рабочих мест, помещений, территории;
соблюдение требований к работе сторонних организаций (при наличии);
своевременность проведения инструктажей по охране труда, наличие и срок действия удостоверений о проверке знаний требований охраны труда;
состояние медицинской аптечки;
выполнение запланированных мероприятий по охране труда;
своевременность проведения первой ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда и результаты рассмотрения и реализации предложений по ее результатам.
В журнале контроля (ведется каждым начальником отдела) делается соответствующая запись с указанием и подписью уполномоченного по охране труда, участвующего в проверке. Обнаруженные недостатки устраняются, о чем в журнале контроля начальником отдела и уполномоченным по охране труда делается соответствующая запись. В случае невозможности выполнения какого-либо мероприятия (устранения нарушения) оформляется докладная (служебная) записка на имя заместителя руководителя с направлением копии специалисту по охране труда.
4.2.3. Третья ступень административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда осуществляется комиссией по охране труда департамента с периодичностью два раза в год, в конце апреля - начале мая и при подготовке к отопительному периоду (сентябрь). На третьей ступени осуществляется контроль:
организации работ по охране труда в подразделениях на рабочих местах;
выполнения процедур СУОТ, оформление документации, своевременность выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, а также - эффективность и своевременность проведения первой и второй ступеней административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда контроля и реализации их результатов;
выполнения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предписаний органов государственного надзора и контроля;
безопасности и состояния всех помещений и служебной территории, исправность элементов зданий (стен, полов, потолков, колонн, окон и др.);
наличия знаков безопасности на опасном оборудовании (электрощитки, движущиеся части вентиляторов и др.);
соблюдения требований охраны труда при организации всех видов деятельности департамента и сторонних организаций на его территории;
наличия в структурных подразделениях нормативно-правовых актов по охране труда, документации, инструкций;
соблюдения порядка уборки рабочих мест, помещений, территории;
соблюдения правил передвижения по территории департамента;
выполнения требований безопасности при эксплуатации оборудования, оргтехники, инвентаря;
соответствия порядка ремонта и обслуживания оборудования;
соответствия рабочих мест планировкам;
состояния световых проемов, надежности крепления стекол в рамах, ламп в светильниках и самих светильников, исправности фрамуг и форточек, соответствия искусственного освещения нормам, соблюдения правил хранения ламп с ртутным наполнением, исправности систем управления микроклиматом, выполнения санитарно-профилактических мероприятий, наличия средств оказания первой помощи;
соблюдения рациональных режимов труда и отдыха (требований по ограничению применения труда женщин, норм допустимых нагрузок при подъеме и перемещении материально-технических ценностей вручную, регламентированных перерывов);
соблюдения порядка обучения и проверки знаний по охране труда, наличие плакатов, уголков по охране труда и планов эвакуации;
исправности систем оповещения о пожаре (с учетом результатов работы пожарно-технической комиссии);
соблюдения требований по организации приема граждан.
Третья ступень может совмещаться с пожарно-техническим обследованием.
Руководители структурных подразделений департамента обязаны присутствовать при осуществлении третьей ступени, оказывать необходимое содействие и представлять все необходимые сведения в распоряжение комиссии.
По результатам третьей ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда составляется Акт, который содержит:
выводы об эффективности деятельности по обеспечению условий и охраны труда, реализации процедур СУОТ руководителей и конкретных сотрудников, примеры и указание причин неэффективной деятельности;
порядок и сроки проведения необходимых корректирующих и предупредительных мер с указанием ответственных исполнителей.
Акт утверждается руководителем.
Результаты третьей ступени административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда рассматриваются на совещании, которое проводит заместитель руководителя с руководителями отделов и уполномоченным по охране труда.

5. Специальная оценка условий труда

5.1. Специальная оценка проводится в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013.
5.2. Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для:
разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий работников;
информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
подготовки статической отчетности об условиях труда;
решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем их представителями;
определения в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий;
оценки уровней профессиональных рисков;
иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5.3. Контроль состояния условий и охраны труда специалистом по охране труда (внутренний аудит СУОТ).
При проведении внутреннего аудита в департаменте в первую очередь следует проверить обязанности работодателя по обеспечению: безопасных условий труда.
В соответствии со статьей 212 ТК РФ работодатель должен обеспечить:
применение сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты;
соответствующие требования охраны труда, условия труда на каждом рабочем месте;
приобретение и выдачу специальной одежды и обуви, а также смывающих и обезвреживающих средств работникам, связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, поведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
проведение специальной оценки условий труда регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе;
разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников.
Во вторую очередь проверке подвергаются документы, регулирующие сферу охраны труда в департаменте:
положение об охране труда в департаменте;
приказ о назначении ответственного лица в департаменте;
инструкции по охране труда (инструкции должны пересматриваться не реже раза в пять лет);
журналы регистрации проведения инструктажей по охране труда;
программы проведения различного вида инструктажей по охране труда.
5.4. Специалист по охране труда осуществляет контроль условий и охраны труда в департамента в виде ежеквартальных проверок.
5.5. При проведении проверок специалистом по охране труда руководители подразделений департамента обязаны лично присутствовать, оказывать содействие и представлять все необходимые для проверки сведения и документацию. Специалист по охране труда составляет отчет о проведенной проверке (отчет внутреннего аудита) и знакомит с ним руководителя проверяемого структурного подразделения.
5.6. Специалист по охране труда проводит проверку состояния условий и охраны труда, а также оценку эффективности СУОТ в отделах департамента (внутренний аудит СУОТ). Программа проверки (аудита) включает в себя:
концепцию охраны труда;
участие работников и их представителей;
обязанности и подготовку работников;
компетентность и подготовку работников;
документацию системы управления охраной труда;
планирование, развитие и функционирование системы управления охраной труда.
5.7. В случае выявления нарушений, непосредственно влияющих на безопасность сотрудников, специалист по охране труда выдает руководителю структурного подразделения предписание об устранении нарушений требований охраны труда по установленной форме. Предписание выписывается в двух экземплярах, один из которых с подписью руководителя структурного подразделения в получении принимается на контроль специалистом по охране труда.
5.8. Результаты внутреннего аудита и итоги исполнения предписаний специалиста по охране труда рассматриваются на заседаниях комиссии по охране труда департамента в целях принятия соответствующих корректирующих мер.

6. Общественный контроль

6.1. Для обеспечения общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в сфере охраны труда коллектив или выборный орган первичной профсоюзной организации могут избрать уполномоченных по охране труда. Функции уполномоченного по охране труда являются общественной нагрузкой и не предполагают вознаграждения за эту деятельность. Уполномоченным по охране труда не может быть выдвинут руководитель структурного подразделения, его заместитель и специалист по охране труда департамента. Утверждение кандидатур уполномоченных по охране труда осуществляется соответствующим протоколом избрания. Уполномоченные по охране труда, как правило, включаются в состав комиссии по охране труда департамента.
6.2. Уполномоченный по охране труда осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 8 апреля 1994 года № 30 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива", во взаимодействии с руководителями структурных подразделений департамента, специалистом по охране труда, выборным органом первичной профсоюзной организации, другими уполномоченными по охране труда и с Краснодарской городской территориальной организацией профессионального союза работников госучреждений и общественного обслуживания РФ.
6.3. Уполномоченный по охране труда утверждается на три года. В случаях если уполномоченный по охране труда выбыл из числа сотрудников, организуются выдвижение и утверждение нового уполномоченного по охране труда.
6.4. Уполномоченный по охране труда:
осуществляет общественный контроль соблюдения нормативных правовых актов по охране труда в рамках второй или третьей ступеней контроля и по результатам проверок вносит соответствующие предложения по улучшению условий и охраны труда;
принимает участие в работе комиссий по оценке выполненных работ по улучшению условий и охраны труда;
принимает участие в разработке организационно-распорядительной документации СУОТ, локальных нормативных актов по охране труда и инструкций по охране труда, осуществляет подготовку предложений по проектам Соглашения по охране труда;
обеспечивает информирование и консультирование сотрудников по вопросам охраны труда, по исполнению требований охраны труда, о проводимых мероприятиях по улучшению условий труда на рабочих местах, а также о необходимых мерах безопасности при работе сторонних организаций;
осуществляет контроль за ходом выполнения в структурном подразделении мероприятий по охране труда и доведение до сведения должностных лиц об имеющихся недостатках по выполнению этих мероприятий в указанные сроки;
информирует (при необходимости) руководителей структурных подразделений департамента о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью работников, о каждом несчастном случае или ином ухудшении здоровья сотрудников.
6.5. Уполномоченный по охране труда имеет право:
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также в расследовании опасных ситуаций;
направлять в комиссию по охране труда департамента и специалисту по охране труда предложения об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения в недельный срок;
получать от руководителей структурных подразделений и специалиста по охране труда департамента необходимую информацию о состоянии условий и охраны труда, о планируемых работах по улучшению условий и охраны труда, о работе на территории департамента сторонних организаций;
присутствовать при проверках, осуществляемых органами государственного надзора и контроля, специалистом по охране труда, и при измерениях уровней вредных факторов на рабочих местах аккредитованной лабораторией.
6.6. Уполномоченный по охране труда осуществляет выполнение своих функций в служебное время.

7. Планирование мероприятий СУОТ

Планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется на основании результатов мероприятий по выявлению рисков, с учетом целей и задач организации и внешних факторов в следующих формах:
7.1. Текущее (оперативное) планирование работ по охране труда и мероприятий СУОТ осуществляется руководителями структурных подразделений департамента по конкретным вопросам: выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), предписаний специалиста по охране труда департамента, по итогам трехступенчатого контроля за состоянием условий и охраны труда, по результатам расследования причин происшествий. Форма текущего (оперативного) планирования устанавливается с учетом требований настоящего Положения при участии специалиста по охране труда департамента и уполномоченного по охране труда на основе типового плана (приложение № 3).
7.2. Тактическое (годовое) планирование осуществляется комиссией по охране труда департамента в следующих формах:
план проведения специальной оценки условий труда департамента (с указанием конкретного перечня рабочих мест);
регламент работы комиссии по охране труда департамента;
план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в департаменте.
7.3. План мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда по итогам проведенной специальной оценки условий труда разрабатывается в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России.
В плане мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда указываются источники финансирования мероприятий, сроки их исполнения, исполнители и устраняемые вредные и (или) опасные производственные факторы по конкретным рабочим местам.
План разрабатывается комиссией по охране труда департамента с учетом предложений руководителей структурных подразделений департамента и материалов по управлению рисками в сроки, обеспечивающие процесс бюджетного планирования.

8. Соглашение по охране труда

Программное планирование мероприятий по охране труда осуществляется в форме Соглашения по охране труда с учетом требований:
Трудового кодекса Российской Федерации.

Приказа Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181 "Об утверждении типового перечня ежегодно реализуемых мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".
Трехстороннего соглашения Краснодарского края.
Решений краевой межведомственной комиссии по охране труда.

9. Анализ эффективности и результативности СУОТ.
Непрерывное совершенствование СУОТ

9.1. Целями анализа эффективности СУОТ являются:
оценка общей стратегии системы и ее способности удовлетворять потребностям организации и заинтересованных сторон, включая органы государственного контроля (надзора);
актуализация процедур с учетом изменений государственных нормативных требований охраны труда;
сравнение запланированных и фактически достигнутых показателей (индикаторов) результативности, приведенных в приложении № 2 к настоящему Положению;
определение необходимых изменений системных процедур, включая Концепцию (политику) обеспечения условий и охраны труда, цели и индикаторы целей, определение корректирующих действий с учетом результатов расследования негативных происшествий;
обеспечение "обратной связи" (с сотрудниками департамента) в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
9.2. Специалист по охране труда осуществляет оперативный анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при осуществлении внутреннего аудита в структурных подразделениях департамента. Руководитель, заместители руководителя, начальники отделов осуществляют анализ эффективности отдельных мероприятий СУОТ при рассмотрении служебных записок, предписаний, проектов локальных нормативных актов СУОТ.
9.3. Ежегодно до первого марта комиссией по охране труда департамента осуществляется комплексный анализ эффективности СУОТ за прошедший год на основании изменения следующих показателей и характеристик в динамике:
количество пострадавших и вновь выявленных профессиональных больных;
причины производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
затраты на мероприятия по охране труда;
состояние работ по охране труда в подразделениях;
результаты внутренних аудитов СУОТ, проведенных специалистом по охране труда;
ход выполнения запланированных мероприятий по улучшению условий и охраны труда, по обеспечению охраны труда на всех уровнях планирования;
результаты проверок органами государственного надзора и контроля;
сведения о совокупном ущербе от происшествий и в результате выявленных несоответствий в сфере охраны труда.
9.4. По результатам анализа:
осуществляется качественная оценка достигнутых результатов и остающихся проблем (несоответствий), результатов деятельности руководителей и специалистов в СУОТ и (или) действий отдельных сотрудников департамента;
определяется потребность в корректирующих действиях, в том числе в поощрении активных и ответственных сотрудников или в дисциплинарных взысканиях по отношению к сотрудникам, допустившим нарушения;
определяются задачи по совершенствованию СУОТ в текущем году с указанием ответственных лиц и сроков исполнения.
9.5. Комплект материалов по анализу эффективности СУОТ и предложения по ее совершенствованию представляются руководителю для рассмотрения, коррекции и подписания. При оценке СУОТ как неэффективной принимаются неотложные корректирующие меры.

10. Порядок обучения и проверки знаний
требований охраны труда

10.1. Обучение сотрудников департамента в области охраны труда проводится в соответствии со статьей 225 ТК РФ и постановлением Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года № 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций".
10.2. Ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверку знаний требований охраны труда сотрудников департамента, в том числе руководства департамента, возлагается на заместителя руководителя.
Ответственность за организацию своевременного, качественного обучения и проверку знаний по охране труда сотрудников структурных подразделений возлагается на руководителей структурных подразделений департамента.
10.3. Специалист по охране труда при участии руководителей структурных подразделений департамента и отдела по вопросам государственной и гражданской службы и кадров обеспечивает:
методическое обеспечение обучения по охране труда;
ведение предусмотренных форм учета обучения по охране труда, проводимого непосредственно в департаменте для тех сотрудников, которым не требуется проходить это обучение в специализированных обучающих организациях);
составление и утверждение с учетом представленных заявок подразделений календарного плана (графика) обучения по охране труда;
оформление договоров на проведение обучения по охране труда.
10.4. Все виды обучения по охране труда проводятся в служебное (рабочее) время.
10.5. Инструктажи по охране труда.
10.5.1. Все поступающие на государственную гражданскую службу и принимаемые на работу в департамент лица проходят вводный инструктаж по охране труда, который проводит специалист по охране труда.
10.5.2. Вводный инструктаж по охране труда проводится по программе, разработанной на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом специфики деятельности департамента и утвержденной руководителем. По завершении инструктажа проводится проверка его усвоения методом устного опроса с оформлением в Журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.
10.5.3. Первичные инструктажи по охране труда на рабочем месте проводятся до начала самостоятельной работы со всеми вновь принятыми сотрудниками, прошедшими вводный инструктаж, а также с сотрудниками, переведенными или командируемыми в установленном порядке на данное рабочее место из другого структурного подразделения департамента, и с сотрудниками, которым поручается выполнение дополнительных функций или новой работы.
10.5.4. На рабочем месте проводятся первичный, внеплановый и целевой инструктажи по охране труда. Эти виды инструктажа проводит непосредственный руководитель сотрудника (начальник отдела, лицо, его замещающее, или вышестоящий руководитель), прошедший в установленном порядке обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, непосредственно в день прибытия сотрудника на рабочее место.
10.5.5. Первичный инструктаж по охране труда проводится индивидуально с каждым сотрудником по программе, разработанной и утвержденной в установленном порядке, и включает в себя:
ознакомление сотрудников (других лиц) с имеющимися опасными или вредными факторами, обусловленными спецификой деятельности;
изучение требований охраны труда, содержащихся в локальных нормативных актах и инструкциях по охране труда;
показ рабочих мест, оборудования, безопасных приемов и методов выполнения работ с затратами времени в зависимости от сложности и степени опасности работы;
изучение безопасных путей передвижения по служебной территории и эвакуации при опасной ситуации.
10.5.6. После проведения первичного инструктажа начальник соответствующего отдела делает в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте запись о его проведении и об организации стажировки.
Стажировка на рабочем месте проводится под непосредственным руководством начальника отдела (лица, его замещающего) или назначенного им сотрудника отдела. Продолжительность стажировки устанавливается в 3 рабочих дня. В процессе стажировки сотрудник должен:
детально ознакомиться с особенностями деятельности отдела и своим рабочим местом;
изучить законодательные основы охраны труда;
изучить свои обязанности, в том числе по охране труда;
ознакомиться с техническими вопросами в необходимом объеме;
изучить факторы, которые могут воздействовать на него в процессе деятельности;
изучить требования охраны труда и противопожарного режима;
изучить особенности безопасности движения применительно к условиям подразделения; отработать четкое ориентирование на территории и своем рабочем месте;
изучить безопасные методы и приемы выполнения работ и условия безаварийной, безопасной и экономичной эксплуатации оборудования и оргтехники;
получить инструктаж по электробезопасности в объеме первой группы от специально назначенного сотрудника департамента;
изучить методы и приемы оказания первой помощи пострадавшим и порядок действий в опасных ситуациях.
10.5.7. По окончании стажировки сотрудник допускается к самостоятельной работе соответствующей записью, сделанной начальником отдела в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.
10.5.8. Повторный инструктаж по охране труда проходят все сотрудники, по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте. Срок проведения повторного инструктажа не реже одного раза в полугодие. Повторный инструктаж может проводиться с группой сотрудников, выполняющих аналогичные трудовые операции.
Оформление проведения повторного инструктажа по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для первичного инструктажа. В случае если какой-либо сотрудник отдела во время проведения инструктажа отсутствует, его фамилия в журнал не вносится; а он проходит инструктаж при появлении его на рабочем месте.
10.5.9. Внеплановый инструктаж проводится:
по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля;
при введении в действие новых или изменении инструкций по охране труда;
при оснащении рабочего места новым оборудованием (ксероксы, факсы);
после выявления нарушений требований охраны труда сотрудниками, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий;
при перерывах в работе более двух месяцев;
по решению руководства департамента или начальника отдела, по предписанию специалиста по охране труда.
10.5.10. Целевой инструктаж проводится в следующих случаях:
при выполнении отдельных хозяйственных работ, санкционированных руководством и необходимых для выполнения основных должностных обязанностей (расстановка оборудования и инвентаря, разовые работы по перемещению небольшого объема груза, работы по приведению в порядок помещений);
при ликвидации последствий опасных ситуаций, стихийных бедствий;
при проведении массовых мероприятий (непосредственное участие в благоустройстве территории, в спортивных и культурных мероприятиях);
при выполнении работ по наряду-допуску.
Оформление проведения целевого инструктажа по охране труда осуществляется в том же порядке, который установлен для первичного инструктажа. При проведении целевого инструктажа используются типовые инструкции по охране труда на соответствующие виды работ, разделы правил по охране труда и другие материалы, в определении которых специалист по охране труда оказывает начальникам отдела методическую помощь. Целевой инструктаж может проводиться с группой сотрудников.
10.5.11. Не реже одного раза в год специально назначенный сотрудник департамента осуществляет присвоение первой группы по электробезопасности путем проведения инструктажа (индивидуального или коллективного) с применением наглядных и справочных пособий, который завершается проверкой знаний в форме устного опроса и проверкой приобретенных навыков безопасных методов работы и оказания первой помощи при поражении электрическим током. Присвоение первой группы оформляется в журнале учета присвоения группы 1 по электробезопасности неэлектротехническому персоналу.
10.5.12. От первичного и повторного инструктажа по охране труда и стажировки на рабочем месте освобождаются руководитель, заместители руководителя, начальники отделов, специалист по охране труда, сотрудники отделов управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда.
10.6. Обучение по охране труда сотрудников департамента.
10.6.1. Обучение по охране труда руководителей департамента (заместители руководителя, начальники отделов и их заместители) и некоторых других категорий сотрудников (специалист по охране труда, уполномоченные по охране труда, члены комиссии по охране труда департамента) осуществляется в течение одного месяца с момента поступления на службу и далее - не реже одного раза в три года.
10.6.2. Начальники отделов управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда и сотрудники этих отделов проходят специальное обучение по охране труда в обучающих организациях Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (по вопросам охраны труда и по вопросам специальной оценки условий труда).
10.6.3. Иные руководители структурных подразделений и сотрудники департамента проходят специальное обучение по охране труда при поступлении на государственную гражданскую службу (работу) и далее по мере необходимости, но не реже одного раза в три года по 40-часовой и 10-часовой программам обучения, разработанным на основании типовой программы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и утвержденным руководителем департамента. В программу должны входить билеты, составленные не менее чем из пяти вопросов, которые при обучении доводятся до сведения обучаемых.
Обучение таких сотрудников может проводиться сотрудниками отдела управления охраной труда и государственной экспертизы условий труда, специалистами органов государственного контроля (надзора), специалистом по охране труда и проводиться без отрыва от служебной деятельности. Для обучения могут быть также приглашены преподаватели обучающих организаций по охране труда.
В процессе обучения по охране труда сотрудников проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры, могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы.
10.6.4. Обучение по охране труда сотрудников осуществляется в соответствии с ежегодным планом (графиком), разработанным специалистом по охране труда с учетом заявок руководителей подразделений.
План (график) согласовывается с начальником отдела по вопросам государственной гражданской службы и заместителем руководителя департамента, курирующим вопросы охраны труда.
10.7. Проверка знаний требований охраны труда.
10.7.1. Все сотрудники департамента проходят очередную проверку знаний требований охраны труда после прохождения обучения (в обучающих организациях или непосредственно в департаменте) не реже одного раза в три года или одного раза в год (работ во вредных или опасных условиях труда).
10.7.2. Внеочередная проверка знаний требований охраны труда независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится:
при введении новых или внесении изменений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда;
по требованию должностных лиц Государственной инспекции труда в Краснодарском крае;
после происшедших несчастных случаев, иных опасных ситуаций, а также в отношении сотрудника, допустившего неоднократные нарушения требований охраны труда;
при перерыве в работе в данной должности более одного года (одного и двух месяцев).
10.7.3. Проведение проверки знаний требований охраны труда у сотрудников непосредственно в департаменте осуществляет комиссия по проверке знаний требований охраны труда.
10.7.4. Проверка знаний требований охраны труда сотрудников проводится индивидуально с каждым. Результаты проверки знаний требований охраны труда работников организации оформляются протоколом. Сотруднику, успешно прошедшему проверку знаний требований охраны труда, выдается удостоверение за подписью председателя комиссии по проверке знаний требований охраны труда, заверенное печатью.
Сотрудник, не прошедший проверки знаний требований охраны труда при обучении, обязан после этого пройти повторную проверку знаний в срок не позднее одного месяца.
10.7.5. В рамках обучения по охране труда, осуществляемого непосредственно в департаменте, проводится обучение сотрудников по оказанию первой помощи пострадавшим, а также по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.
10.7.6. Одновременно с обучением по охране труда и проверкой знаний требований охраны труда могут проводиться обучение, инструктаж и проверка знаний по другим направлениям (пожарная безопасность и др.).

11. Комиссия по охране труда департамента

11.1. В соответствии со статьей 218 ТК РФ и Типовым положением о комитете (комиссии) по охране труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2006 года № 413, в департаменте создается комиссия по охране труда (далее - Комиссия).
11.2. Председателем Комиссии является заместитель руководителя департамента, курирующий вопросы охраны труда, секретарем Комиссии и организатором его заседаний - специалист по охране труда. Состав Комиссии формируется из сотрудников департамента, в том числе - уполномоченных по охране труда, и утверждается приказом департамента.
11.3. Комиссия организует совместные действия сотрудников департамента и уполномоченных по охране труда по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проверки условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) по охране труда.
Работа Комиссии строится на принципах социального партнерства.
11.4. Комиссия в своей деятельности руководствуется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Краснодарского края об охране труда, коллективным договором (Соглашением по охране труда), а также настоящим Положением.
11.5. Функциями Комиссии являются:
организация совместных действий по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
проведение проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах (третья ступень административно-общественного контроля) и подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
информирование сотрудников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах и существующем риске повреждения здоровья, доведение до сотрудников результатов специальной оценки условий труда;
рассмотрение предложений для выработки рекомендаций, направленных на улучшение условий и охраны труда сотрудников;
содействие в организации проведения предварительных и периодических медицинских осмотров сотрудников;
участие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществление контроля за расходованием средств Фонда социального страхования РФ, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
подготовка и представление предложений по совершенствованию работ по охране труда и сохранению здоровья сотрудников;
рассмотрение проектов локальных нормативных правовых актов по охране труда и подготовка предложений по ним.
11.6. Для осуществления возложенных функций Комиссия имеет право:
получать в установленном порядке информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, о состоянии производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных и вредных факторов и мерах по защите от них;
осуществлять проверку знаний требований охраны труда;
участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора (Соглашения по охране труда);
заслушивать на заседаниях Комиссии сообщения руководителей структурных подразделений и других сотрудников о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах;
вносить предложения о поощрении сотрудников организации за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с разрабатываемым планом работы. Члены Комиссии информируют не реже одного раза в год выборный орган профсоюзный комитет департамента о проделанной работе.

12. Нормативно-методическое и информационное
обеспечение охраны труда

12.1. Делопроизводство и документация.
12.1.1. В целях информационного обеспечения СУОТ, соответствующей регистрации событий в сфере охраны труда должно быть обеспечено:
применение общих требований к делопроизводству и обращению документов в органах исполнительной власти Краснодарского края;
наличие и актуализация комплекта нормативных правовых актов по охране труда;
наличие и актуализация информационно-справочных электронных ресурсов и систем (Интернет, "Консультант плюс" и др.).
12.1.2. Ответственность за состояние, правильное ведение документов и сохранность документов по охране труда в структурных подразделениях возлагается на их руководителей. Специалист по охране труда обеспечивает хранение документов СУОТ, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами и при необходимости - копии других документов и записей.
12.1.3. Для решения специальных вопросов СУОТ может применяться документация технического характера, к которой относится:
планировки помещений и рабочих мест;
акты приемки-сдачи выполненных работ;
договоры аренды и возмездного оказания услуг;
паспорта оборудования, сертификаты на оборудование и др.
12.2. Эффективное управление деятельностью и процедурами СУОТ обеспечивается наличием и исполнением должностных регламентов и инструкций по охране труда и о мерах пожарной безопасности.
12.3. Инструкции по охране труда.
12.3.1. Разрабатываемые инструкции по охране труда являются нормативными актами, устанавливающими обязательные для сотрудников департамента требования по охране труда при выполнении работ.
12.3.2. Инструкция по охране труда разрабатывается на основе типовой инструкции по охране труда с учетом специфики деятельности департамента, а также методических рекомендаций (Постановление Минтруда РФ от 17 декабря 2002 года № 80 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда", Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда, утвержденные первым заместителем Минтруда России от 13 мая 2004 года).
12.3.3. Разработку инструкций по охране труда осуществляет начальник отдела при участии специалиста по охране труда. Инструкция по охране труда после согласования с соответствующим выборным профсоюзным комитетом утверждается руководителем и рассылается в структурные подразделения департамента.
12.3.4. Инструкции по охране труда, а также перечень этих инструкций хранятся у ответственного специалиста по охране труда и у руководителей структурных подразделений департамента.
12.3.5. Срок действия инструкций по охране труда устанавливается в пять лет, при необходимости инструкция по охране труда может быть досрочно пересмотрена (переработана). Под пересмотром понимается однократное продление срока действия инструкции. Под переработкой понимают аннулирование существующей инструкции и введение вместо нее переработанной инструкции по охране труда.
При необходимости уточнения (дополнения) мер безопасности к инструкциям должно быть оформлено изменение.
12.4. Записи и управление записями.
12.4.1. Примерный состав записей СУОТ:
акты (приемки-сдачи, выполненных работ, освидетельствований и т.п.) составляются ответственным за выполнение мероприятия лицом или комиссионно при необходимости документировать отдельные выполненные мероприятия;
материалы по обучению и инструктажу по охране труда;
материалы по управлению рисками (журналы, предписания, акты контроля, материалы специальной оценки условий труда, предложения сотрудников);
акты и предписания органов государственного надзора и контроля;
акты расследования происшествий и журналы их регистрации и учета;
протоколы оперативных совещаний по вопросам охраны труда, заседаний комиссии по охране труда департамента;
отчеты по медицинским проверкам;
прочие документы (служебные записки, заявления, жалобы, докладные).
12.4.2. Записи должны быть понятными, опознаваемыми, доступными для тех лиц, которым они необходимы; иметь защиту от повреждения, разрушения и сохраняться в течение установленного срока (согласно нормативным требованиям, Номенклатуре дел и с учетом целесообразности).
12.4.3. Рукописные записи (акты, протоколы) ведутся, как правило, одной рукой, одним видом чернил (за исключением подписей, дат и расшифровок фамилий, которые могут быть записаны другим участвующим лицом). Исправления могут быть забелены штрих-корректором с последующей подписью ответственного за составление записи лица.
12.4.4. Требования к журналам:
журналы должны быть прошнурованы;
страницы должны быть пронумерованы;
на предпоследнем листе журнала прошнурованная часть заклеивается бумажным талоном, на котором указывается прописью количество страниц, ставится подпись ответственного за ведение делопроизводства и печать департамента.
В каждом структурном подразделении департамента ведутся следующие журналы:
журналы регистрации инструктажей по охране труда на рабочем месте;
журналы первой и второй (у начальников отделов) ступеней административно-общественного контроля за состоянием условий и охраны труда;
журналы освидетельствований технических устройств.
Журналы хранятся в течение необходимого срока или до замены новыми.
12.5. Мониторинг информации.
12.5.1. Осведомленность сотрудников по вопросам охраны труда обеспечивается через отдел управления охраной труда:
посредством доведения организационно-распорядительных документов и локальных нормативных актов до сведения конкретных исполнителей процедур СУОТ;
организацией уголков охраны труда.
12.5.2. Мониторинг информации о выполнении процедур СУОТ и о состоянии условий и охраны труда осуществляет специалист по охране труда, обеспечивая:
постоянную актуализацию сведений;
контроль за сроками и полнотой выполнения предупреждающих и корректирующих действий и составления записей об этом;
доведение информации до руководителя департамента или подразделений (оперативные совещания, служебные и докладные записки).
12.5.3. В целях мониторинга информации о функционировании СУОТ в порядке основной деятельности один раз в квартал (и при необходимости) проводятся заседания комиссии по охране труда департамента, по результатам которых оформляются протоколы. Участие в заседаниях могут принимать другие лица, в зависимости от рассматриваемых вопросов.
12.6. Пропаганда охраны труда.
12.6.1. Департамент оснащается уголком охраны труда, выполненным в виде специального стенда. Уголок размещается в легкодоступном, удобном для осмотра месте.
12.6.2. Организация работы уголков осуществляется в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 17 января 2001 года № 7 "Об утверждении рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда".

Начальник отдела
управления охраной труда
В.А.СИДОРОВ





Приложение № 1
к положению
о системе управления
охраной труда
в департаменте труда
и занятости населения
Краснодарского края

КОНЦЕПЦИЯ
ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ДЕПАРТАМЕНТЕ
ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Департамент труда и занятости населения Краснодарского края принимает на себя обязательства по реализации следующих принципов:
1. Приоритет сохранения жизни и здоровья сотрудников над результатами деятельности.
2. Профилактика несчастных случаев и иных повреждений здоровья сотрудников, безусловный приоритет опережающих действий по улучшению условий и охраны труда над действиями после произошедших несчастных случаев, иных повреждений здоровья сотрудников.
3. Стремление к полному соответствию условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
4. Управление условиями и охраной труда посредством функционирования и непрерывного совершенствования Системы управления охраной труда.
5. Учет аспектов воздействия на условия и охрану труда управленческих решений по обеспечению деятельности департамента.
6. Обеспечение социального партнерства при решении вопросов улучшения условий и охраны труда.
7. Ответственность каждого сотрудника за функционирование Системы управления в объеме установленной компетенции.





Приложение № 2
к положению
о системе управления
охраной труда
в департаменте труда
и занятости населения
Краснодарского края

ЦЕЛИ И ИНДИКАТОРЫ
В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ДЕПАРТАМЕНТЕ
ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

N
Цель
Наименование индикатора цели
Плановое значение индикатора
1
2
3
4
1
Профилактика несчастных случаев на производстве
Уровень травматизма в расчете на 1000 работающих (Кч)
Не выше уровня b вэд
Уровень травматизма со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих (Кч см)
0
Коэффициент тяжести несчастных случаев
Не выше уровня
C вэд
Удельный вес работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности (по данным специальной оценки условий труда)
0
Количество опасных ситуаций
2
2
Профилактика профессиональных заболеваний
Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам
0
Показатель профессиональной заболеваемости на 10000 работников
0
3
Обеспечение надлежащих организационно-технических условий труда
Затраты на мероприятия по улучшению условий и охраны труда
Не ниже затрат, определяемых статистикой для аналогичных организаций
Процент выполненных мероприятий по улучшению условий и охраны труда (от запланированного)
Не ниже 75%

Примечания:
1. Показатели b вэд и C вэд определяются соответствующим нормативным актом Фонда социального страхования Российской Федерации "Об утверждении средних значений основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствующем году" для вида экономической деятельности "Деятельность органов государственной власти субъектов (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации".





Приложение № 3
к положению
о системе управления
охраной труда
в департаменте труда
и занятости населения
Краснодарского края

Утверждаю
Заместитель руководителя
_____________________
"10" февраля 2014 г.


ПЛАН
РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ _____________
НА КВАРТАЛ ____ 20 __Г.

№ п/п
Наименование мероприятия (пример заполнения)
Ответственный исполнитель
Срок проведения
Отметка о выполнении
1
2
3


1
Осуществление первой ступени контроля за состоянием условий и охраны труда



2
Осуществление второй ступени контроля за состоянием условий и охраны труда



3
Проведение повторного инструктажа на рабочем месте

(число)

4
Оперативные совещания (собрания) с сотрудниками подразделения по вопросам охраны труда

(число)

5
Обучение и проверка знаний по охране труда

(даты занятий)

6
Присвоение 1 группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу

(число)

7
Освидетельствования устройств (конкретно каких)



9
Разработка и пересмотр инструкций, обеспечивающих безопасность труда (наименования инструкций)



10
Другие мероприятия в соответствии с приказами, планами, предписаниями




Руководитель подразделения Ф.И.О.

Согласовано Согласовано
Уполномоченный по охране труда Специалист по охране труда
______________________________ ___________________________
(должность, Ф.И.О., подпись) (подпись, Ф.И.О.)





Приложение № 4
к положению
о системе управления
по охране труда
в департаменте труда
и занятости населения
Краснодарского края

Утверждаю
Руководитель департамента
труда и занятости населения
Краснодарского края
_______________ И.В. Мелких

ПРОГРАММА
ОРГАНИЗАЦИИ РАЦИОНАЛЬНОГО РЕЖИМА ТРУДА И ОТДЫХА

Элементы режима
Время
Внутрисменный режим
-
Начало рабочего дня
9.00
Период активного труда
9.00 - 10.00
Период психофизиологической разгрузки (отдых, функциональная музыка)
10.00 - 10.05
Период активного труда
10.05 - 11.00
Период производственной гимнастики для глаз, рук и корпуса
11.00 - 11.10
Период активного труда
11.10 - 13.00
Обеденный перерыв
13.00 - 13.50
Период активного труда
13.50 - 16.00
Период производственной гимнастики для глаз, рук и корпуса
16.00 - 16.10
Период активного труда
16.10 - 18.00
Окончание рабочего дня
18.00
Еженедельный режим

Пятидневная рабочая неделя (понедельник - пятница)

Выходные дни суббота, воскресенье

Ежегодный режим

Предоставляется ежегодный трудовой отпуск на 30 рабочих дней
Согласно графику
Дополнительно к трудовому отпуску за ненормированный день и выслугу лет
Согласно коллективному договору

Программу составил:
ответственный специалист
по охране труда
Н.В.ПАХОМОВ


------------------------------------------------------------------