Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление ЗС Краснодарского края от 25.06.2014 N 1113-П "О ходе исполнения Закона Краснодарского края "О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае" и мерах по дальнейшему развитию системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. № 1113-П

О ХОДЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О РАЗВИТИИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ" И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ
СИСТЕМЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Заслушав и обсудив информацию первого заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края - председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И.М. Петренко о ходе исполнения Закона Краснодарского края от 9 июля 2013 года № 2751-КЗ "О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае" (далее также - Закон) и мерах по дальнейшему развитию системы потребительской кооперации в Краснодарском крае, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления проводится определенная работа по развитию инфраструктуры сельскохозяйственных потребительских кооперативов и созданию благоприятных условий для кредитования субъектов малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе края, что способствует увеличению производства сельскохозяйственной продукции, достижению целей занятости, социальной и экономической защищенности сельского населения.
Анализ состояния системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае показал следующее.
По состоянию на 1 января 2014 года в Краснодарском крае зарегистрировано 167 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе перерабатывающих кооперативов - 19 единиц, снабженческо-сбытовых - 91 единица, кредитных - 57 единиц, количество сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов, составляет около 4 тысяч единиц.
В целях стимулирования развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в 2007 году в Краснодарском крае были утверждены краевые целевые программы "Развитие системы сельскохозяйственной кредитной кооперации в Краснодарском крае" на 2007 - 2010 годы и "Развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Краснодарском крае" на 2007 - 2010 годы, в последующие годы также разрабатывались и реализовывались в рамках целевых программ мероприятия по развитию малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края.
Основным мероприятием указанных краевых целевых программ является предоставление субсидий на оказание услуг, связанных с финансовым посредничеством по обеспечению исполнения обязательств сельскохозяйственных потребительских, в том числе кредитных, кооперативов первого уровня (далее - субсидии по обеспечению обязательств). Главной целью предоставления субсидий по обеспечению обязательств является расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей малых форм хозяйствования к финансовым и материальным ресурсам, а также организация финансирования экономически и социально обоснованных проектов, не имеющих достаточного обеспечения запрашиваемых кредитных ресурсов.
За период 2007 - 2013 годов объем субсидий по обеспечению обязательств, полученных кооперативами второго уровня для предоставления поручительств кооперативам первого уровня в рамках краевых целевых программ за счет средств краевого бюджета, составил 290,9 миллиона рублей.
В Краснодарском крае создана и функционирует двухуровневая система сельскохозяйственной потребительской кооперации, в которую вошли сельскохозяйственные потребительские кооперативы первого (районного) уровня, сельскохозяйственные потребительские кооперативы второго уровня: Кубанский сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив "Гарант Кубани" (далее - КСКПК "Гарант Кубани") и Кубанский сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив "Деловой партнер" (далее - КСПСК "Деловой партнер"), а также ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов Краснодарского края и Республики Адыгея "Кубанский ревизионный союз".
За указанный период КСКПК "Гарант Кубани" и КСПСК "Деловой партнер" предоставлено 196 поручительств на сумму 521045 тысяч рублей, из них на долю КСКПК "Гарант Кубани" приходится 132 поручительства на сумму 331515 тысяч рублей (63,6 процента), на долю КСПСК "Деловой партнер" приходится 64 поручительства на сумму 189530 тысяч рублей (36,4 процента).
Стоит отметить, что субъекты малого предпринимательства, ставшие членами сельскохозяйственных потребительских кооперативов, по результатам своей хозяйственной деятельности смогли реально оценить экономические и организационные преимущества, которые дает совместная работа в кооперативах. С 2011 по 2013 год в общей численности членов кооперативов более чем на 10 процентов увеличилась доля крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - с 28,7 процента в 2011 году до 38,8 процента на начало 2014 года.
Потребность в кредитных средствах у сельскохозяйственных товаропроизводителей из числа малых форм хозяйствования, согласно информации кредитных учреждений, ежегодно возрастает. Однако ужесточение в последние годы банками кредитной политики серьезно повлияло на доступность заемных ресурсов для развития собственного производства владельцев личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Предоставление поручительства кооперативов второго уровня зачастую является единственной возможностью для субъектов малых форм хозяйствования при отсутствии залоговой базы и собственных оборотных средств получить необходимые финансовые средства для развития производства сельскохозяйственной продукции.
Показательным примером взаимовыгодного сотрудничества может служить предоставление финансовых средств главе крестьянского (фермерского) хозяйства В.В. Шеферу (Темрюкский район). После неоднократного отказа банка в предоставлении кредитных средств В.В. Шефер обратился в кредитный потребительский кооператив, где получил денежный займ в размере 2 миллионов рублей, что позволило ему достроить новую теплицу и заложить виноградник на площади 25 гектаров.
Денежные средства, предоставленные сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом главе крестьянского (фермерского) хозяйства В.В. Лымарю (Мостовский район), позволили ему создать семейную животноводческую ферму по выращиванию мясной породы крупного рогатого скота шароле. В настоящее время ведутся работы по расширению хозяйственной деятельности за счет внедрения производства мяса индейки.
С 2007 года благодаря предоставленным из краевого бюджета субсидиям по обеспечению обязательств сельскохозяйственные потребительские кооперативы снабженческо-сбытового направления привлекли из внешних источников более 1,7 миллиарда рублей, что обеспечило кооперативам первого уровня возможность дальнейшего развития, позволив на 1 рубль бюджетной поддержки привлечь в кооперацию дополнительно 9,1 рубля кредитных средств.
В то же время анализ исполнения Закона выявил ряд проблемных вопросов в развитии системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае.
Из 167 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, зарегистрированных в Краснодарском крае, реальную хозяйственную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о потребительской кооперации осуществляет 131 кооператив (78 процентов) первого уровня. При этом из 57 зарегистрированных кредитных потребительских кооперативов только 52 кооператива фактически осуществляют хозяйственную деятельность (91 процент), а из 19 зарегистрированных перерабатывающих потребительских кооперативов только 11 кооперативов фактически осуществляют хозяйственную деятельность (58 процентов).
Одной из наиболее острых проблем развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае является крайне низкая обеспеченность снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов современной материально-технической базой. До настоящего времени в сельскохозяйственных потребительских кооперативах не получили должного развития первичная переработка сельскохозяйственной продукции и производство пищевой продукции. Как следствие, значительное количество перерабатывающих кооперативов было ликвидировано уже через 2 - 3 года с момента государственной регистрации.
За последние три года наблюдается сокращение в 2,5 раза численности членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов - с 9801 члена в 2011 году до 3974 членов на начало 2014 года за счет владельцев личных подсобных хозяйств. Если в 2011 году на долю личных подсобных хозяйств приходилось 63,9 процента общей численности членов кооперативов, то на начало 2014 года - всего 56,8 процента.
Данный факт наглядно демонстрирует несовершенство правовых механизмов, позволяющих обеспечить устойчивое и стабильное развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в современных условиях.
В качестве дополнительной меры государственной поддержки развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов и стимулирования производства животноводческой продукции в малых формах хозяйствования в соответствии с Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 мая 2008 года № 355-р "Об организации стационарных пунктов по заготовке молока, производимого в личных подсобных хозяйствах, расположенных на территории Краснодарского края" в 2008 - 2009 годах проводилась работа по организации сети молокоприемных пунктов на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов края.
Молокоприемные пункты приобретались за счет средств государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Кубаньплемподдержка" и поставлялись сельскохозяйственным потребительским кооперативам по договорам купли-продажи с рассрочкой платежа сроком на пять лет. Всего за 2008 - 2009 годы было реализовано 20 молокоприемных пунктов на сумму 28 миллионов рублей.
Однако проведенный анализ мероприятий по организации сети молокоприемных пунктов на базе сельскохозяйственных потребительских кооперативов показал, что из 20 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которым были реализованы молокоприемные пункты, в настоящее время осуществляют закупочную деятельность только 11 кооперативов. Среднесуточный объем закупаемого молока составляет 57 тонн, количество сдатчиков молока - 2515 субъектов малых форм хозяйствования, средняя цена закупки молока у населения и субъектов малого предпринимательства составляет 16 - 17 рублей за 1 кг, средняя цена реализации молока на переработку - 19 - 20 рублей за 1 кг.
По состоянию на начало 2014 года не осуществляют приемку молока девять сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые были ликвидированы за период 2008 - 2013 годов, в том числе четыре кооператива - по процедуре банкротства.
Современное состояние системы сельскохозяйственной потребительской кооперации позволяет сделать принципиальный вывод о том, что в основе негативных процессов, характерных для потребительской кооперации, лежит отсутствие заинтересованных, эффективных собственников.
В большей степени это произошло в связи с необходимостью исполнения федерального законодательства в сфере потребительской кооперации в части соблюдения требований по субсидиарной ответственности всех членов кооператива по результатам финансово-хозяйственной деятельности кооператива, а также нежелания вкладывать собственные средства в развитие кооператива.
Оценка производственно-хозяйственной деятельности субъектов малых форм хозяйствования в сфере сельскохозяйственного производства и состояния организационно-экономических связей между ними указывает на необходимость кооперации сельскохозяйственных товаропроизводителей на первичном (районном) уровне с последующим объединением в кооперативы второго уровня, профильные союзы и ассоциации.
В целях дальнейшего развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в крае необходимо расширение и совершенствование механизмов оказания государственной поддержки, направленной на развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В связи с тем, что порядок государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предусматривает выделение средств только через регионально значимые программы, необходимо мероприятия по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" включить в отдельную подпрограмму по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае.
В качестве приоритетной задачи должна быть определена интегрирующая роль сельскохозяйственных потребительских кооперативов как составной части системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в крае, способной эффективно организовать производство, хранение и сбыт товарной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями, включая личные подсобные хозяйства.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию первого заместителя председателя Законодательного Собрания Краснодарского края - председателя комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка И.М. Петренко о ходе исполнения Закона Краснодарского края "О развитии сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае" и мерах по дальнейшему развитию системы потребительской кооперации в Краснодарском крае принять к сведению.
2. Рекомендовать министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края:
1) по результатам анализа правоприменительной практики внести предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, связанные с исполнением Закона;
2) продлить использование сельскохозяйственными потребительскими кооперативами второго уровня субсидий по обеспечению обязательств, предоставленных за счет средств краевого бюджета, до конца 2020 года;
3) совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов провести мониторинг хозяйственной деятельности и сформировать список действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов по видам и направлениям деятельности;
4) активизировать работу по созданию новых и повышению эффективности действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов в каждом муниципальном районе края;
5) совместно с некоммерческой организацией "Агропромышленный союз Кубани" подготовить предложения по повышению результативности мер государственной поддержки, предоставляемой за счет средств краевого бюджета сельскохозяйственным потребительским кооперативам;
6) мероприятия по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации подпрограммы "Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" включить в отдельную подпрограмму по поддержке сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае;
7) совместно с министерством финансов Краснодарского края принять меры по увеличению объемов финансирования в 2015 году мероприятий по созданию на основе сельскохозяйственных потребительских кооперативов второго уровня объектов производственной инфраструктуры по заготовке и реализации сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
8) осуществлять системный контроль за целевым использованием финансовых мер государственной поддержки развития системы сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов:
1) провести мониторинг действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативов по видам и направлениям деятельности на территории муниципального образования;
2) провести работу по информированию субъектов малого предпринимательства в сфере сельскохозяйственного производства об исполнении Закона и мерах государственной поддержки развития сельскохозяйственной потребительской кооперации в Краснодарском крае;
3) разместить на официальных сайтах администраций муниципальных районов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в районных печатных изданиях информацию о действующих сельскохозяйственных потребительских кооперативах и производимой ими сельскохозяйственной продукции.
4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам аграрной политики и потребительского рынка.

Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
25 июня 2014 года
№ 1113-П


------------------------------------------------------------------