Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление ЗС Краснодарского края от 25.06.2014 N 1099-П "Об информации о состоянии здоровья населения Краснодарского края, об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае в 2013 году"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. № 1099-П

ОБ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ, ОБ ИТОГАХ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕСПЛАТНОГО ОКАЗАНИЯ
ГРАЖДАНАМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ
В 2013 ГОДУ

Заслушав и обсудив информацию заместителя министра здравоохранения Краснодарского края Т.А. Солоненко о состоянии здоровья населения Краснодарского края, об итогах выполнения Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае (далее также - Территориальная программа) в 2013 году, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что органы государственной власти края, органы местного самоуправления в крае проводят целенаправленную работу по модернизации здравоохранения, повышению доступности и качества работы медицинских организаций, обеспечению государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и улучшению состояния здоровья населения края.
Для достижения задач по охране здоровья населения края в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральных и краевых целевых программ на финансирование развития отрасли здравоохранения за период 2001 - 2013 годов направлено 382,5 миллиарда рублей. При этом в указанный период времени годовой объем финансирования увеличился с 5,6 миллиарда рублей до 57 миллиардов рублей.
В результате в крае созданы и функционируют 67 межмуниципальных медицинских специализированных центров: 18 сосудистых центров, 5 онкологических, 27 травматологических, 9 перинатальных, 8 педиатрических. Кроме того, действуют 2 негосударственных центра амбулаторного диализа, имеющие 18 филиалов.
Регулярно осуществляет вылеты санитарный вертолет с современным медицинским оборудованием, который доставляет тяжелобольных пациентов из удаленных населенных пунктов в медицинские организации края. Также на 486 автомобилей обновлен парк скорой медицинской помощи, в том числе 59 реанимобилей.
Кроме того, в рамках внедрения современных методов медицинской помощи за 2011-2013 годы в медицинские организации края поставлено более 7 тысяч единиц медицинского оборудования. Для проведения телемедицинской консультации и электронной записи пациентов на прием к врачу укомплектовано информационными системами 16 тысяч рабочих мест.
К концу 2013 года в крае для оказания медицинской помощи населению функционирует всего 329 медицинских организаций, в том числе участвующих в реализации Территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - 248, в которых работает более 19 тысяч врачей и 41 тысяча человек среднего медицинского персонала. Общий коечный фонд в государственных медицинских организациях Краснодарского края и медицинских организациях, подведомственных органам местного самоуправления, составляет 51189 мест.
Ежедневно учреждения здравоохранения края с лечебно-диагностической целью посещают свыше 100 тысяч пациентов, производится более 1000 операций и 4,5 тысячи вызовов скорой медицинской помощи, до 47 тысяч пациентов получают стационарное лечение.
В целях доступности получения жителями края медицинской помощи ежегодно увеличиваются гарантированные объемы и виды бесплатного оказания медицинских услуг. В 2013 году на эти мероприятия в рамках Территориальной программы была утверждена сумма 51959,3 миллиона рублей, что на 9977,4 миллиона рублей, или на 23,8 процента, больше, чем в 2012 году. Из них за счет средств краевого бюджета - 16004,1 миллиона рублей, за счет средств Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края (далее также - ТФОМС КК) с учетом межбюджетных трансфертов краевого бюджета - 35955,2 миллиона рублей.
Рабочей комиссией Законодательного Собрания Краснодарского края в ходе проверки исполнения Территориальной программы в крае установлено, что в 2013 году на выполнение программных мероприятий из всех источников профинансировано 51445,7 миллиона рублей, или 99 процентов от запланированного, в том числе из средств краевого бюджета - 15664,0 миллиона рублей (97,9 процента), из средств ТФОМС КК - 35781,7 миллиона рублей (99,5 процента).
Фактически в 2013 году Территориальная программа исполнена на сумму 50769,8 миллиона рублей, или 98,7 процента от выделенных средств, рост относительно 2012 года составил 10079,6 миллиона рублей, или 24,8 процента.
В среднем подушевой норматив финансового обеспечения на одного жителя края составил 9992,21 рубля, или 110,6 процента от федерального норматива (9032,5 рубля), с ростом относительно предыдущего года на 1903,13 рубля, в том числе за счет средств краевого бюджета - 2938,74 рубля, или 95,1 процента от федерального норматива (3090,0 рубля), за счет средств ТФОМС КК с учетом межбюджетных трансфертов краевого бюджета - 7053,47 рубля, или 118,7 процента от федерального норматива (5942,5 рубля).
За счет средств Территориальной программы населению было оказано бесплатно различных видов услуг в 15,8 миллиона случаев обращений на общую сумму 46473,0 миллиона рублей, что на 10258,8 миллиона рублей, или на 28,3 процента, больше, чем в 2012 году. Особое внимание уделялось оказанию бесплатной специализированной (в том числе высокотехнологичной) медицинской помощи населению в условиях круглосуточных стационаров: пролечено 1172749 человек, что на 14228 человек больше, чем в 2012 году. При этом применение эффективных форм и методов лечения позволило сократить среднюю длительность пребывания больного на койке круглосуточного стационара с 10,7 дня до 10,6 дня и дало возможность увеличить оборот койки с 28,7 дня до 29 дней.
В целях повышения качества лечения больных с каждым годом увеличивается оказание населению края бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи (далее - ВМП), на оказание которой в 2013 году израсходовано 1122,0 миллиона рублей, или 121,9 процента от уровня прошлого года. ВМП оказывали 5 медицинских организаций по 13 профилям (гематология, онкология, абдоминальная хирургия, сердечно-сосудистая хирургия, трансплантация, педиатрия и другие). В 2013 году ВМП за счет краевого бюджета оказана 16085 жителям края (в том числе 899 детям), что на три тысячи пациентов больше, чем в 2012 году. Были выполнены операции по трансплантации 64 почек, 21 сердца, 21 печени и 10 операций кохлеарной имплантации детям.
Кроме того, за последние три года с использованием технологий ядерной медицины пролечен 1251 пациент, проведено 27048 медицинских процедур. Ведутся разработки по применению регенераторной медицины, методики которой позволяют осуществлять тканевую инженерию для выращивания трахеи, создания искусственного легкого и клеток кожи.
Также применяются инновационные методы диагностики и лечения бесплодия у супружеских пар. В 2013 году методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) было пролечено 786 супружеских пар (в том числе 407 за счет средств обязательного медицинского страхования). Родилось 240 детей.
Продолжается развитие сети офисов врачей общей практики (далее - ВОП), что позволило повысить качество и доступность врачебной помощи, в том числе сельскому населению. Функционируют 159 офисов ВОП, отмечается рост на 4,8 процента числа обращений к врачам общей практики в сравнении с 2012 годом.
В 2013 году бригадами службы скорой медицинской помощи и территориальных поликлиник Краснодарского края выполнено 1,5 миллиона выездов для обслуживания больных на дому (на 7,1 процента меньше, чем в 2012 году). Кроме того, двумя отделениями экстренной и планово-консультативной помощи (санавиация) осуществлена транспортировка, оказана экстренная и консультационная помощь (в том числе видеоконсультация) 12,4 тысячи тяжело больным пациентам.
Наряду со специализированной медицинской помощью важная роль в поддержании здоровья граждан отводится медикаментозному лечению. В соответствии с Территориальной программой муниципальным образованиям края на бесплатное лекарственное обеспечение 528,6 тысячи льготных категорий граждан
в 2013 году предоставлено из краевого бюджета 673,6 миллиона рублей субвенций, что на 44 процента больше, чем в 2012 году. При этом средняя стоимость рецепта увеличилась с 885 рублей до 1275 рублей, или на 44 процента. Кроме того, в 2013 году при амбулаторном лечении льготных категорий граждан на бесплатное получение лекарственных препаратов для страдающих социально значимым заболеванием "Сахарный диабет" израсходовано 217,0 миллиона рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2012 году (в 2012 году -145,0 миллиона рублей).
Во исполнение программных мероприятий министерство здравоохранения Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления и медицинскими организациями проводило мероприятия по профилактике заболеваемости и привитию населению навыков здорового образа жизни. В этой работе активное участие принимают амбулаторно-поликлинические учреждения, 17 центров здоровья для взрослого населения и детей, которые еженедельно в муниципальных образованиях края проводили мероприятие "День здоровья".
Всего в отчетном году профилактическими осмотрами было охвачено более 1 миллиона человек взрослого населения и 700 тысяч детей. При проведении в муниципальных образованиях края 14 выездных акций "Онкопатруль" было осмотрено 49212 человек, из них у 1016 пациентов выявлены различные предраковые заболевания, у 502 пациентов - подозрения на злокачественные новообразования. В рамках проекта "Кардиодесант" выездными врачебными бригадами было осмотрено 55994 человека, из них 43234 человека, или 77,2 процента, трудоспособного возраста.
В рамках Национального календаря профилактических прививок проведена иммунизация более 3 миллионов человек, или 100,4 процента от планового значения (в 2012 году - 99 процентов), при федеральном целевом значении - не менее 95 процентов.
Особое внимание министерством здравоохранения края было уделено проведению дополнительной диспансеризации населения, которой было охвачено 855,3 тысячи человек взрослого населения, а также 7,9 тысячи детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всем обследованным выданы рекомендации по организации лечения выявленных заболеваний. По результатам осмотров лечение назначено 282 тысячам человек.
Наибольший рост показателя общей заболеваемости относительно 2012 года отмечен по классам болезней: болезни органов дыхания (на 22,1 процента), расстройства питания и нарушения обмена веществ (на 8,4 процента), болезни кожи и подкожной клетчатки (на 6,1 процента), болезни системы кровообращения (на 3,9 процента), болезни мочеполовой системы (на 3,5 процента), болезни костно-мышечной системы (на 3,1 процента), болезни органов пищеварения (на 3 процента), болезни нервной системы (на 2 процента).
В целях формирования у жителей края навыков здорового образа жизни 328 учреждений здравоохранения принимают участие в профилактике борьбы с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением; создано 60 кабинетов отказа от курения, которые за 2013 год посетили 13 тысяч человек. По результатам проведения консультаций и лечения никотиновой зависимости 1878 человек полностью отказались от курения, 1836 пациентов в стадии отказа от курения, более 5 тысяч человек значительно сократили количество выкуриваемых сигарет. Показатель первичной заболеваемости алкоголизмом в 2013 году в сравнении с 2012 годом снизился на 32,1 процента, а первичная заболеваемость наркоманией и токсикоманией уменьшилась на 7,9 процента.
В результате эффективной реализации Территориальной программы, проведения медицинскими организациями комплекса профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий в целом уровень общей заболеваемости населения края остается ниже, чем в среднем по Российской Федерации (в крае в 2013 году - 1306,9 на 1000 человек; по Российской Федерации в 2012 году - 1605,8; по ЮФО - 1414,8). Улучшены целевые индикаторы состояния здоровья населения края (в том числе общая смертность, смертность в трудоспособном возрасте, смертность от болезней системы кровообращения, смертность от новообразований, смертность от туберкулеза, младенческая смертность), из 31 критерия доступности и качества
медицинской помощи, утвержденных Территориальной программой, достигнуты или улучшены 29 критериев, или 95 процентов.
Улучшается медико-демографическая ситуация. В 2013 году на территории края родилось 70245 детей, что на 1214 детей, или на 1,8 процента, больше, чем в 2012 году. Младенческая смертность уменьшилась в 2,3 раза (с 13,3 до 5,9 на 1000 родившихся), смертность в трудоспособном возрасте уменьшилась в 1,4 раза (с 6,5 до 4,7 на 1000 человек соответствующего возраста). Если средняя ожидаемая продолжительность жизни в 2000 году была 67,1 года, то в 2013 году - 72,2 года. В результате впервые за 20 лет в крае естественный прирост населения составил около 1,5 тысячи человек, или плюс 0,3 на 1000 человек, в том числе в городах Сочи (плюс 3,8), Анапа (плюс 3,3), Краснодар (плюс 3,3), Геленджик (плюс 2,7) и в Белореченском районе (плюс 2,5).
Большой объем работы по защите прав пациентов выполнен ТФОМС КК в рамках Территориальной программы. Совместно со страховыми компаниями в 2013 году в порядке контроля проведено 620,7 тысячи медико-экономических экспертиз, а экспертиз качества медицинской помощи - 407,9 тысячи. Экспертиз качества медицинской помощи проведено на 57,1 тысячи больше, чем в 2012 году. По их результатам выявлено более 63,5 тысячи случаев нарушений качества предоставления медицинских услуг, что составило 15,6 процента от общего числа проведенных экспертиз качества медицинской помощи. Основная часть нарушений связана с невыполнением необходимых мероприятий в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи - 89,2 процента (2012 год - 89,6 процента).
В 2013 году в ТФОМС КК и страховые медицинские организации поступило 688 жалоб, что на 24,7 процента меньше, чем 2012 году. Основными причинами продолжают оставаться жалобы на качество медицинской помощи, организацию работы медицинских организаций, взимание денежных средств за медицинскую помощь по программе ОМС, лекарственное обеспечение при оказании медицинской помощи, отказ в медицинской помощи по программе ОМС, этика медицинских работников. При этом количество обоснованных жалоб составляет 277, что почти в 2 раза меньше по сравнению с 2012 годом (529).
Наибольшее количество обоснованных жалоб поступило из муниципальных образований город Краснодар, город-курорт Сочи, город Армавир, город-курорт Анапа, Кавказский район, Туапсинский район, Усть-Лабинский район, Славянский район, Ейский район и Щербиновский район.
На качество и доступность медицинской помощи влияет сохраняющийся дефицит медицинских работников. По состоянию на 1 января 2014 года при условии стопроцентной укомплектованности штатных должностей в крае не хватает более 11 тысяч врачей, среднего медицинского персонала - более 21 тысячи работников.
В целях закрепляемости кадров в крае принимались меры по повышению заработной платы. Средняя заработная плата в 2013 году составила у врачей 32,3 тысячи рублей (средняя заработная плата по краю - 24,2 тысячи рублей), у среднего медицинского персонала - более 19,5 тысячи рублей, у младшего медицинского персонала - 13,5 тысячи рублей.
В муниципальных образованиях решались вопросы социальной поддержки медицинских работников. В 2013 году выделено жилье по договорам предоставления социального и служебного жилья 99 медицинским работникам, произведены компенсационные выплаты за найм жилья, отопление и освещение почти 16 тысячам работников; 344 молодым врачам, прибывшим на работу в сельскую местность, произведены компенсационные выплаты по 1 миллиону рублей.
Вместе с тем в отдельных муниципальных образованиях, в которых показатель укомплектованности врачами ниже среднекраевого значения (61,5 процента), жилье не выделялось (в Апшеронском, Ейском, Новопокровском, Белоглинском, Калининском районах и городе Горячий Ключ). В городе Краснодаре жилье не выделяется с 2006 года, тогда как дефицит врачей составляет более 23 процентов (900 человек).
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать работу министерства здравоохранения Краснодарского края и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края по выполнению Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае в 2013 году положительной.
2. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Краснодарского края:
1) принять необходимые меры по обеспечению освоения и контроля использования утвержденных на 2014 год финансовых средств на реализацию Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае в полном объеме;
2) продолжить работу по повышению доступности и качества медицинской помощи населению на основе совершенствования работы и оптимизации системы здравоохранения края и с учетом Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Краснодарском крае", утвержденного Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 1 марта 2013 года № 167-р, и государственной программы Краснодарского края "Развитие здравоохранения", утвержденной Постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 11 октября 2013 года № 1172;
3) в целях дальнейшего повышения доступности и качества медицинской помощи продолжить развитие автоматизированных информационных систем, системы электронной и телефонной записи к врачу, телемедицинских консультаций, единой электронной карты пациентов;
4) продолжить организацию работы по реализации мероприятий, направленных на снижение материнской и младенческой смертности, смертности от болезней системы кровообращения, онкологических заболеваний, дорожно-транспортных происшествий;
5) обеспечить дальнейшее развитие и качество работы межмуниципальных центров, оказывающих специализированную медицинскую помощь населению, улучшить организацию оказания населению экстренной медицинской помощи, в том числе в отдаленных и труднодоступных районах края, с использованием санитарной авиации и других видов транспорта;
6) совместно с органами местного самоуправления в Краснодарском крае продолжить работу по развитию сети офисов врачей общей практики.
3. Рекомендовать министерству здравоохранения Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления в целях эффективного использования средств краевого бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Краснодарского края и установления объективного размера заработной платы труда работников отрасли здравоохранения:
1) провести анализ соответствия штатной численности персонала медицинских организаций Краснодарского края порядкам оказания медицинской помощи;
2) усилить текущий контроль за уровнем заработной платы работников в системе здравоохранения и выполнением Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 17 ноября 2008 года № 1152 "О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края";
3) обеспечить проведение оценки соответствия трудовых функций, выполняемых работниками медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края, и медицинских организаций, находящихся в ведомственном подчинении органов местного самоуправления, трудовым функциям, указанным в трудовых договорах (должностных инструкциях), а также соответствия указанных работников медицинских организаций квалификационным требованиям, предъявляемым для замещения должностей медицинских работников, и получение ими дополнительного профессионального образования;
4) продолжить внедрение системы "эффективного контракта", определяющей условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Краснодарского края, и медицинских организаций, находящихся в ведомственном подчинении органов местного самоуправления.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) продолжить совместно с министерством здравоохранения Краснодарского края реализацию мероприятий по оптимизации и повышению эффективности функционирования отрасли здравоохранения, развитию системы общей врачебной практики (семейной медицины);
2) принять меры по улучшению транспортной доступности для жителей Краснодарского края при оказании медицинской помощи в межмуниципальных медицинских центрах и муниципальных медицинских организациях;
3) продолжить с учетом потребности в медицинских кадрах и возможности их закрепления по месту будущего трудоустройства работу по подбору, профессиональной ориентации и целевому направлению молодежи в образовательные организации с обязательным заключением договоров, предусматривающих последующее осуществление выпускником трудовой деятельности в направившей его медицинской организации;
4) в целях закрепления в муниципальных медицинских организациях врачебных кадров принять меры, направленные на обеспечение медицинских специалистов жильем в рамках муниципальных программ, компенсацию платы за наем жилого помещения, организацию выделения земельных участков под строительство жилья, предоставление во внеочередном порядке в детских до школьных учреждениях мест детям медицинских работников, содействие в трудоустройстве членов семьи.
5) продолжить работу в части предоставления государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае из средств краевого бюджета для обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями льготных категорий граждан в соответствии с перечнями групп населения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам здравоохранения.

Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
25 июня 2014 года
№ 1099-П


------------------------------------------------------------------