Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление ЗС Краснодарского края от 25.06.2014 N 1109-П "О развитии семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 июня 2014 г. № 1109-П

О РАЗВИТИИ СЕМЕЙНЫХ ФОРМ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ
И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

Заслушав и обсудив информацию министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Е.С. Ильченко о развитии семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что проводимая органами государственной власти Краснодарского края и органами местного самоуправления в Краснодарском крае работа по созданию условий для развития семейных форм воспитания и жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных направлений деятельности в области социальной политики региона.
В целях законодательного обеспечения деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае приняты и реализуются Законы Краснодарского края: "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Краснодарском крае", "О мерах государственной поддержки семейных форм жизнеустройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", "О патронате в Краснодарском крае", "О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) в Краснодарском крае".
Задачи и меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашли отражение в Региональной стратегии действий в интересах детей в Краснодарском крае на 2013 - 2017 годы, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 19 ноября 2013 года № 1339.
Формами семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательно определены их усыновление (удочерение) гражданами Российской Федерации, передача под опеку (попечительство), на воспитание в приемные и патронатные семьи (далее также - замещающие семьи).
Законодательством Краснодарского края предусмотрены меры социальной поддержки замещающих семей в виде ежемесячного пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждения приемным родителям и патронатным воспитателям, а также единовременного пособия усыновителям. Такие меры поддержки назначаются дифференцированно с учетом возраста и состояния здоровья несовершеннолетних.
Деятельность по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края на достаточно высоком уровне.
В организационном плане в крае формируется региональный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Организована работа по учету и подготовке граждан, желающих принять на воспитание детей данной категории, осуществляется социальное сопровождение усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и патронатных воспитателей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка в целях выявления затруднений в воспитании детей, оказания правовой, медико-социальной и психолого-педагогической помощи в их решении и предупреждении.
Данные меры положительно сказались на результатах работы по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2013 году в Краснодарском крае проживало 18208 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1,6 процента от общей численности детского населения). Из них 16951 человек (93,1 процента от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) устроены на воспитание в семьи. На фоне ежегодного снижения числа выявленных детей указанной категории (с 1808 человек в 2010 году до 1524 - в 2013 году) отмечается рост количества несовершеннолетних, переданных на воспитание в семьи (с 85,8 процента до 92,6 процента соответственно от числа выявленных детей). На высоком уровне ведется работа органов опеки и попечительства в городе-курорте Геленджике, Ейском, Ленинградском, Тимашевском и Темрюкском районах, где все вновь выявленные дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, устроены в семьи.
Наиболее распространенной формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство). В 2013 году более 45 процентов таких детей (7709 человек) проживало в семьях опекунов (попечителей), причем в подавляющем большинстве (90 процентов) - в семьях ближайших родственников, которые выполняют свои обязанности безвозмездно.
Приоритетной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение). Число ежегодно усыновленных (удочеренных) детей остается достаточно стабильным - около 300 человек. Наиболее успешно эта работа ведется в Ейском и Ленинградском районах. Всего в 2013 году в семьях усыновителей проживало 3794 ребенка. В целях социальной поддержки таких семей законодательством Краснодарского края установлена выплата единовременного пособия в сумме 300 тысяч рублей, а в случае усыновления (удочерения) ребенка-инвалида - 500 тысяч рублей. В 2012 - 2013 годах такое единовременное пособие получили 697 семей, в том числе 13 семей, усыновивших (удочеривших) детей-инвалидов. Затраты краевого бюджета на эти цели составили 211,4 миллиона рублей.
Развивается институт приемной семьи. В 2013 году в 2369 приемных семьях воспитывалось 5262 ребенка, лишенных родительского попечения (в 2010 году - в 1831 семье 3831 ребенок). В 101 патронатной семье воспитываются 137 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органами опеки и попечительства таким семьям оказывается помощь в гармонизации внутрисемейных отношений.
В каждом муниципальном образовании организована работа школ приемных родителей, в которых с 2007 года прошли подготовку более 8 тысяч граждан, из них 4040 приняли на воспитание 4743 ребенка. Осуществляется социальное сопровождение замещающих семей в целях оказания им правовой, медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
Развитие данной службы позволило значительно уменьшить число возвратов детей из замещающих семей со 151 ребенка в 2007 году до 16 - в 2013 году (49 - в 2012 году).
В целях материальной поддержки замещающих семей из краевого бюджета ежемесячно на содержание детей выплачиваются денежные средства, размер которых в 2013 году составлял 7363 рубля на ребенка в возрасте до трех лет, 7525 рублей - в возрасте от трех до семи лет, 10070 рублей и 8382 рубля на ребенка старше семи лет (в приемной (патронатной) семье и под опекой соответственно).
Приемным родителям и патронатным воспитателям ежемесячно выплачивается вознаграждение, размер которого в расчете на одну семью за каждого приемного ребенка в 2013 году составлял 8245 рублей, за ребенка в возрасте до трех лет - 9070 рублей, за ребенка-инвалида или ребенка с ограниченными возможностями здоровья - 13192 рубля.
Вопросы поддержки замещающих семей обсуждались общественным экспертным советом при Уполномоченном по правам ребенка в Краснодарском крае. По рекомендации указанного совета органами здравоохранения проведена диспансеризация детей, воспитывающихся в таких семьях, в целях раннего выявления и профилактики заболеваний, подготовки медицинских заключений, содержащих рекомендации по наблюдению, лечению или дополнительному медицинскому обследованию.
Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края поставлена задача по совершенствованию деятельности школ приемных родителей, развитию службы социального сопровождения замещающих семей, укреплению взаимодействия органов опеки и попечительства с органами здравоохранения и медицинскими организациями по оказанию содействия в получении детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, поскольку сдерживающим фактором в вопросах семейного устройства детей является неготовность кандидатов в замещающие родители принять в семью ребенка, нуждающегося в медицинском наблюдении или требующего особого психолого-педагогического подхода. По состоянию на 1 января 2014 года в крае в очереди состоят 1063 потенциальных родителя (639 семей), тогда как 1266 несовершеннолетних воспитываются в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них 74 процента - имеют отклонения в физическом или психическом развитии, 70 процентов - старше 11 лет.
Актуальной остается работа органов исполнительной власти Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае, институтов гражданского общества по профилактике социального сиротства, повышению ответственности родителей за воспитание своих детей, формированию сознательного родительства.
На основании изложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Информацию министра социального развития и семейной политики Краснодарского края Е.С. Ильченко о развитии семейных форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае принять к сведению.
2. Отметить положительную работу министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края совместно с органами местного самоуправления в Краснодарском крае продолжить работу по популяризации здоровой и крепкой семьи, укреплению семейных ценностей, формированию сознательного и ответственного родительства, профилактике социального сиротства, в том числе во взаимодействии с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4. Рекомендовать министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края продолжить работу в области:
1) укрепления взаимодействия органов опеки и попечительства, замещающих семей с органами здравоохранения и медицинскими организациями в целях ранней профилактики инвалидности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременного оказания качественной высокотехнологичной медицинской помощи;
2) развития службы социального сопровождения замещающих семей в целях оказания усыновителям, опекунам (попечителям), приемным родителям и патронатным воспитателям своевременной правовой, медико-социальной и психолого-педагогической помощи.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае:
1) анализировать эффективность работы органов опеки и попечительства по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках реализации переданных государственных полномочий Краснодарского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
2) вносить предложения в министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края по устранению административных барьеров при передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в замещающие семьи;
3) укреплять взаимодействие с органами и учреждениями, осуществляющими правовую, медико-социальную и психолого-педагогическую поддержку граждан, в целях оказания помощи замещающим семьям;
4) осуществлять информационное сопровождение деятельности органов опеки и попечительства по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) рассмотреть настоящее Постановление на сессиях представительных органов местного самоуправления.
6. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам образования, науки и делам семьи.

Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
25 июня 2014 года
№ 1109-П


------------------------------------------------------------------