Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление ЗС Краснодарского края от 23.05.2014 N 1070-П "Об обращении с твердыми бытовыми отходами на территории некоторых муниципальных образований Краснодарского края"



ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. № 1070-П

ОБ ОБРАЩЕНИИ С ТВЕРДЫМИ БЫТОВЫМИ ОТХОДАМИ НА ТЕРРИТОРИИ
НЕКОТОРЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Заслушав и обсудив информацию руководителя департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края А.М. Волошина об организации деятельности в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами на территории муниципальных образований Краснодарского края Тихорецкий район, Павловский район, Новопокровский район, Крыловский район, Белоглинский район, Белореченский район, Апшеронский район, Туапсинский район, город Горячий Ключ, город-курорт Сочи, Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает следующее.
Анализ существующего положения дел в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами (далее также - ТБО) показывает неэффективность существующей системы управления обращения с ТБО в указанных муниципальных образованиях. Имеет место высокая стоимость организации сбора и вывоза ТБО от населения и юридических лиц и эксплуатации объектов размещения отходов (захоронения) ТБО. Захоронение ТБО осуществляется в основном на несанкционированных свалках, на свалках, не соответствующих санитарным нормам и требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации и характеризующихся низким уровнем благоустройства, отсутствием проектной документации и правоустанавливающих документов на земельные участки. Эксплуатация свалок, как правило, осуществляется с нарушением технологии захоронения отходов.
Система санитарной очистки территории по отдельным муниципальным образованиям характеризуется крайне низким охватом населения услугами по сбору и вывозу ТБО. В среднем по Краснодарскому краю охват населения договорными отношениями по предоставлению услуг по сбору и вывозу ТБО равен 58 процентам. В Павловском, Новопокровском, Крыловском, Белоглинском районах охват населения этими услугами составляет менее 30 процентов. На уровне среднекраевого показателя находятся Тихорецкий и Апшеронский районы, выше среднекраевого показатели в Белореченском районе (85 процентов), Туапсинском районе (90 процентов), городе Горячий Ключ (75 процентов), городе-курорте Сочи (80 процентов).
Износ техники, осуществляющей вывоз ТБО в муниципальных образованиях, составляет около 70 процентов. Наблюдается дефицит контейнеров, контейнерных площадок для сбора отходов. При этом увеличение контейнерного парка в отдельных муниципальных образованиях не производится. График вывоза отходов в крупных населенных пунктах предусматривает вывоз ТБО 5 - 7 раз в неделю, в малых населенных пунктах - 1 - 2 раза в неделю. Планово-регулярная очистка в 17 сельских поселениях отсутствует (Павловский, Крыловский, Белоглинский районы).
В целях решения проблем, связанных с организацией обращения с ТБО в муниципальных образованиях, Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2012 года № 3258-П была утверждена Концепция обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 года, предусматривающая разработку краевой схемы межмуниципального расположения объектов размещения твердых бытовых отходов. Данная концепция направлена на развитие инфраструктуры по раздельному сбору, утилизации (использованию), обезвреживанию и экологически и санитарно-эпидемиологически безопасному размещению ТБО и решению задач комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 14 августа 2013 года № 298.
Краевая схема межмуниципального расположения объектов размещения твердых бытовых отходов (далее - краевая схема) определяет 11 межмуниципальных зональных центров по переработке и утилизации твердых бытовых отходов на всей территории Краснодарского края (Абинский, Белореченский, Краснодарский, Тихорецкий, Тимашевский, Лабинский, Крымский, Новокубанский, Староминский, Усть-Лабинский, Новороссийский).
В настоящее время на территории Краснодарского края введены в действие и соответствуют установленным экологическим и строительным нормам два полигона ТБО (в городах Новороссийск и Славянск-на-Кубани). Кроме этого, за счет средств инвесторов построены мусоросортировочные комплексы в городах Абинск (мощность 40 тысяч тонн в год), Новороссийск (мощность 80 тысяч тонн в год), Сочи (мощность 200 тысяч тонн в год), Краснодар (мощность 160 тысяч тонн в год).
В соответствии с краевой схемой за счет средств краевого бюджета и бюджета муниципального образования Тихорецкий район реализуется мероприятие по строительству межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса (далее также - МЭОК). За счет средств федерального бюджета осуществляется строительство инфраструктуры Белореченского межмуниципального комплекса.
В зону обслуживания Тихорецкого межмуниципального комплекса включены муниципальные образования Тихорецкий район, Павловский район, Новопокровский район, Крыловский район, Белоглинский район.
В зону обслуживания Белореченского межмуниципального комплекса включены муниципальные образования Апшеронский район, Белореченский район, Туапсинский район, город Горячий Ключ, город-курорт Сочи.
Организация межмуниципальной системы сбора, сортировки и захоронения ТБО предполагает в перспективе закрытие, ликвидацию (рекультивацию) всех свалок ТБО на территориях районов и строительство межмуниципальных комплексов (полигон, сортировочный комплекс), обоснованных краевой схемой межмуниципального расположения объектов размещения ТБО. Создаваемая гибкая система сбора и вывоза ТБО от муниципальных образований может предусматривать в случае экономической целесообразности районные мусороперегрузочные, сортировочные площадки с последующей транспортировкой ТБО на МЭОК для захоронения.
Строительство межмуниципальных комплексов в дальнейшем позволит обеспечить уменьшение количества объектов размещения отходов на территории края, создаст условия для организации эффективной системы сбора, вывоза и сортировки ТБО. Сортировочные комплексы уменьшат объемы перевозимых отходов и захораниваемых отходов на полигонах, стимулируют создание предприятий по переработке вторичных материальных ресурсов.
При этом организация одного МЭОК вместо строительства 4 - 5 районных полигонов имеет ряд преимуществ:
двукратное снижение экологической нагрузки за счет уменьшения площадей, занятых под полигоны ТБО;
создание инвестиционно привлекательных объектов для частных инвестиций за счет увеличения объемов переработки ТБО;
возможность создания на базе межмуниципальных полигонов промышленного кластера по переработке вторичных материальных ресурсов;
значительное снижение капитальных и эксплуатационных затрат на строительство полигонов;
снижение экономической нагрузки на бюджеты муниципальных образований.
Вместе с тем анализ возможностей бюджетов муниципальных образований (районы, городские округа) финансировать затраты в части обращения с ТБО показывает, что муниципальные образования не в состоянии самостоятельно осуществить строительство полигонов ТБО, обеспечив их соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в природоохранной сфере. Однако в связи с отсутствием возможностей финансирования из средств краевого бюджета в настоящее время государственная программа Краснодарского края в сфере обращения с твердыми бытовыми отходами не утверждена.
Практическую реализацию межмуниципальной системы сбора, сортировки и захоронения ТБО предполагается осуществить на основе частно-государственного партнерства с привлечением соответствующих объемов внебюджетных инвестиций.
Учитывая изложенное, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Признать в целом работу по организации межмуниципальной системы сбора, сортировки и захоронения ТБО на территории Краснодарского края недостаточной.
2. Предложить администрации Краснодарского края рассмотреть возможность принятия государственной программы Краснодарского края, предусматривающей решение задач создания и функционирования эффективной системы обращения с отходами производства и потребления на территории края.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти Краснодарского края в соответствии с Концепцией обращения с отходами производства и потребления на территории Краснодарского края до 2020 года, утвержденной Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 24 мая 2012 года № 3258-П:
1) департаменту жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края:
обеспечить создание комплексной системы управления обращением с твердыми бытовыми отходами на территории Краснодарского края;
осуществлять координацию деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований по организации межмуниципальной системы обращения с ТБО;
принять меры к стимулированию притока инвестиций в сферу обращения с твердыми бытовыми отходами на основе частно-государственного партнерства;
принять меры по формированию гибкой системы сбора и вывоза ТБО от муниципальных образований, предусматривающей в случае экономической целесообразности районные мусороперегрузочные, сортировочные площадки с последующей транспортировкой ТБО на МЭОК для их захоронения;
в срок до 1 сентября 2014 года завершить создание регионального оператора краевой комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами;
обеспечить подготовку рекомендаций органам местного самоуправления по разработке и утверждению муниципального нормативного правового акта, устанавливающего порядок раздельного сбора ТБО;
2) региональной энергетической комиссии - департаменту цен и тарифов Краснодарского края обеспечить утверждение тарифа на размещение ТБО для межмуниципальных полигонов.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов, входящих в зону обслуживания МЭОК, в срок до 1 сентября 2014 года обеспечить заключение межрайонного соглашения о взаимодействии, устанавливающего обязательства о размещении ТБО на территории МЭОК.
5. Рекомендовать главам муниципальных районов, на территориях которых должны располагаться межмуниципальные экологические отходоперерабатывающие комплексы, в срок до 31 декабря 2014 года обеспечить оформление землеотводной документации для размещения МЭОК.
6. Рекомендовать главам муниципальных образований (поселений и городских округов) в срок до 1 сентября 2014 года обеспечить:
разработку и реализацию генеральных схем очистки территорий населенных пунктов муниципальных образований;
заключение договоров на услуги по сбору и вывозу ТБО со всеми потребителями этих услуг;
разработку и утверждение порядка сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающего их разделение на виды;
условия для создания стационарных и передвижных приемных пунктов сбора вторичных материальных ресурсов за счет привлечения инвестиций в целях организации раздельного сбора ТБО от жилищного фонда, объектов инфраструктуры и промышленных предприятий;
разъяснительную работу среди населения, в том числе в средствах массовой информации, о системе раздельного сбора отходов;
прекращение размещения ТБО на несанкционированных свалках;
обустройство существующих санкционированных свалок в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими правилами.
7. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае рассмотреть возможность принятия муниципальных программ в области санитарной очистки и обращения с отходами на территориях муниципальных образований.
8. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и постоянный комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности.

Председатель
Законодательного Собрания
Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ
г. Краснодар
23 мая 2014 года
№ 1070-П


------------------------------------------------------------------